© Фото из архива Татьяны Ярцевой

Первого сентября тысячи первоклассников Ставрополья сядут за парты. День знаний – знаковое событие в жизни каждого ребенка: с этого момента ощутимо повышается уровень ответственности, начинает формироваться более взрослая картина мира. Психолог Краевого психологического центра Татьяна Ярцева рассказала, как помочь адаптироваться первокласснику в новой реальности.

– Татьяна, статус первоклассника – это прежде всего смена привычного ритма жизни, причем для всей семьи. Если мы, взрослые, легче можем справиться с трудностями, то к детям нужен другой подход. Как сгладить острые углы перемен?

– Верно, у первоклассника начнется новый ритм, новые заботы и правила. Другая степень ответственности. Детсадовские дети могут легче адаптироваться в школе, потому что у них есть опыт общения в группе: делать совместные праздники, работать по правилам. Легче и будущим первоклассникам, которые посещали подготовительные курсы. Они привыкли к ритму: урок – перемена, урок – домашнее задание. Труднее будет домашним детям без опыта посещения развивающих студий, без опыта совместной работы в группе по правилам.

Готовить к школьному ритму лучше начинать с режима. Родители могут установить его не с 1 сентября, а гораздо раньше. Это поможет быстрее адаптироваться.

Можно ли научить ребенка ответственности? Конечно. Всем так знакома уборка игрушек. «Мои игрушки, по-этому я их разбрасываю, я в них играю, я их и собираю» – с этого тоже начинается ответственность. Доводить дело до конца, увидеть результат, пообещать и выполнить – этому не учат в первом классе, к этому можно подготовить ребенка через игру, рисование, занятия, домашнюю помощь, домашние обязанности. Собирать портфель в школу – это тоже сфера ответственности ребенка. Задача родителя здесь – заблаговременно научить, показать, как удобнее это делать. Главным примером, безусловно, будут мама, папа, бабушка, дедушка. Если вы требуете, то и сами соответствуйте. Родительство – это труд.

– Как эмоционально поддержать ребенка?

– Для первоклассника важна и необходима ваша родительская забота. Должно быть понимание, что вначале может быть трудно, но привыкнешь – станет легче. Первое сентября – праздник, но он часто наполнен хаосом и тревогой. Дети не знают друг друга, переживают, теряются в буквальном смысле. Если еще и родитель рядом будет нервничать – совсем не радостно. А 2 сентября уже работа, уроки. Поэтому часто мамы первоклассников берут отпуск в сентябре, для того чтобы помочь приспособиться к новому ритму жизни, помочь на практике выстроить выполнение домашнего задания: например, начинать с интересного предмета, где ребенок хорошо справляется. Через положительный настрой легче перейти к более трудному предмету.

Важно помнить, что школа меняет ритм, но не полностью жизнь первоклассника и семьи. Ребенок должен, как и раньше, успевать отдыхать, играть в любимые игры, гулять.

Чем родители точно помогут? Поддержкой: «Верю, что получится»; похвалой, но за дело; безоценочностью; отсутствием ожиданий быть отличником; интересом к настроению и чувствам ребенка, а не к оценкам и результатам. А главное – терпением и позволением делать ошибки.

Если родители чувствуют, что ребенок с трудом собирается в школу, с неохотой выполняет домашние задания, много тревожится, стоит не избегать ситуацию, а обратиться за консультацией к школьному или детскому психологу. Запускать проблему нельзя.

– Можете порекомендовать родителям профессиональную психологическую литературу, написанную доступным языком?

– Существует большое количество книг в помощь родителям школьников и первоклассников. Настолько большое, что можно растеряться. Главное – определиться, что именно хочет узнать родитель, какие вопросы интересуют или волнуют в отношении ребенка, его адаптации и обучения. Можно обратиться к интернет-ресурсам: сайт ВК «Готовимся к школе» предлагает литературу и статьи. Интересны и полезны книги психологов Ирины Млодик «Чудо в детской ладошке», «Школа и как в ней выжить», Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком? Как» и другие, лекции Людмилы Петрановской. Книга Марии Трауб «Дневник мамы первоклассника» поможет справиться с родительскими ожиданиями, тревогами и разочарованиями.

– Татьяна, хотелось бы коснуться одного из самых распространенных страхов родителей – школьной травли, психологического давления. Тема серьезная, раз уж о ней заговорили в Госдуме: в ней инициировано создание рабочей группы, которая занимается правовыми вопросами безопасности детей и педагогов в учебных заведениях и, в частности, буллингом.

– Именно в первом классе главная психологическая задача детей – освоить новый возрастной этап, привыкнуть к школе, к учителю, к новому ритму жизни, к новому коллективу. На это уходит много эмоциональных и физических сил. Другим заниматься просто некогда, поэтому буллинг – это не та тема, которая занимает первоклассников. А вот позже нужно быть внимательнее. Но эта тема намного обширнее и глубже, нежели может показаться. Чтобы ее раскрыть, нужно поговорить во время еще одного интервью.

– Так и сделаем. Ну а сейчас у меня последний вопрос: как правильно родителям выстроить отношения с первой учительницей, чтобы не возникало недопониманий?

– Хочется ответить: по-взрослому. Взаимодействие родителя и учителя – это сотрудничество в отношении обучения ребенка. Если вы сразу хотите защищать и оберегать ребенка от учителя, то спросите себя: «Почему?», если хотите подружиться с учителем, то тоже – «Почему?». Вам может в чем-то нравиться учитель и в чем-то – нет, но ребенок не должен слышать вашей оценки. Для него учитель – главный человек в школе.

Возможно, ваш личный школьный опыт влияет на выстраивание отношений с учителем своего ребенка. Чего вы опасаетесь? Стоит подумать об этом. И еще важная вещь – вашего ребенка, кроме вас, никто любить не обязан. Вы привели его в школу учиться, и учитель будет его учить.

Елена АЛЕКСЕЕВА

Новый ритм – новые правила / Газета «Ставропольская правда» / 24 августа 2022 г.