Татарское городище переживает экологическую катастрофу
Кто на Ставрополье не слышал об уникальном объекте культурного наследия федерального значения памятнике археологии «Татарское городище»? Настоящая жемчужина, расположенная в непосредственной близости от краевого центра, притягивает к себе тысячи людей, неравнодушных к таинственным страницам истории.
Почти год назад в необыкновенной ценности этого места могли убедиться сотни гостей и участников прошедшего здесь первого фестиваля исторической реконструкции «Наследие степей и гор». Но, оказывается, вот уже несколько лет буквально на наших глазах Татарское городище переживает экологическую катастрофу благодаря близости «цивилизации» в виде жилого комплекса садового товарищества «Пламя».
- Вот посмотрите, прямо с территории СНТ незаконно проведена труба, по которой все хозяйственные стоки попадают прямо в древний оборонительный ров, - рассказывает Игорь Яковенко, заведующий отделом «Татарское городище» Ставропольского государственного музея-заповедника им. Г. Прозрителева и Г. Праве. - В прошлом году специалисты подсчитали нанесенный ущерб, он составил около 3 млн рублей. Нынче будет еще больше, ведь музей вынужден периодически за свой счет очищать ров от ила и мусора, принесенного незаконной канализацией. Не говоря уже о специфическом запахе… Это началось в 2010 году, с той поры дачное общество «Пламя» не утруждает себя проведением нормальной канализации. К нашему сожалению, Ставропольским филиалом Северо-Кавказского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды древний рукотворный ров признан водным объектом! И таким образом получается, что дачники могут отправлять прямо на охраняемый объект отходы своей хозяйственной деятельности.
- А ведь речь идет о древней фортификации городища, частью которой являются валы и рвы, ставшие предметом споров музея с дачниками, - включается в рассказ Ольга Брилева, сотрудник Института археологии РАН, кандидат исторических наук. - Наши исследования показывают, что все имеющиеся здесь природные рвы идут по линии север - юг, уходят к реке, образуя речную долину. Рукотворные же валы расположены по линии запад - восток и никак не могут быть отнесены к водным объектам. Суть вопроса: можно ли сливать сточные воды в памятник культуры? И оказалось, что решение упирается лишь в то, является ли оборонительный ров руко-творным или создан природой.
Учеными этот вопрос решен давно и окончательно. В 1992 году городище стало структурным подразделением Ставропольского государственного музея-заповедника, и на его территории начались систематические наблюдения, которые подтверждают, что все рвы городища, включая внешний, являются искусственными сооружениями без признаков наличия в них воды. Это соответствует правилам фортификации, согласно которым рвы земляных укреплений дренировались во избежание подтоплений. Таким образом, загрязняемый ров, о котором идет спор, много веков назад был создан руками человека и, безусловно, является объектом культуры, как часть фортификационной системы городища. Надо заметить, для своего времени это было поистине масштабное сооружение, потребовавшее колоссального труда сотен людей. При входе на заповедную территорию, поясняет О. Брилева, начиналась охраняемая земля, куда пришлый человек уже не мог просто так пройти, он попадал в зону видимости охраны городища. В ту пору вокруг располагались сторожевые башни, и весь рельеф максимально подстроен под задачи обороны. С северной стороны, где нет естественных укреплений, оврагов и балок, людям пришлось делать 500-метровую тройную линию обороны, которая защищала жителей городища от набегов степных кочевников. Вся очевидная оборонительная конфигурация даже сегодня отлично просматривается, например, с высоты птичьего полета.
Первый ров, который сейчас каким-то загадочным образом признан естественным, имеет глубину 5,7 метра. Все три оборонительных рва были сделаны одновременно и представляют большую ценность для понимания бытовавшей здесь культуры. Уникальность ее в том, что в целом фортификация Татарского городища еще до конца не изучена и не осмыслена.
- Исследований впереди еще много, но нам важно городище сохранить, чтобы этот памятник оставался заповедным, чистым, природным культурным памятником, - поясняет Ольга Брилева. – Кстати, аналогии таких археологических объектов синхронного периода VII – X веков нашей эры существуют в ряде регионов, и там никто не оспаривает их рукотворность. Ситуацию же на Татарском городище иначе как нонсенсом не назовешь!
Музейщики говорят, что дачники, которые сливают в ров хозяйственные стоки, утверждают, будто вода сливается чистейшая и ее даже можно пить, хотя сами они ее почему-то не пьют… Зато юные посетители городища, приобщившись к нынешней атмосфере территории, со своеобразной иронией дали ей свое – детское – определение: это ж молочные реки – кисельные берега, прямо как в сказке. Однако обстановка тут совсем не сказочная. Дело в том, что по дну рва порой бегут потоки мутно-белого цвета с запахом стиральной машинки, а порой течет некая черная жидкость, и ил на дне становится черным. А по рву все это попадает к красивейшему заповедному водопаду «Пагода», далее доходит до речки Татарка, и жители одно-именного села тоже бьют тревогу.
- Татарское городище, конечно, в первую очередь археологический музей-заповедник под открытым небом, но это еще и природный комплекс с очень интересными флорой и фауной, - говорит научный сотрудник Ставропольского музея-заповедника Вячеслав Волокитин. - Наши сотрудники осуществляют постоянный мониторинг местности. Ботаники подсчитали, что на территории Татарского леса, например, насчитывается 480 видов растений - от разнотравья до ценных древесных пород. Проходя по экскурсионной тропе, можно увидеть типичный широколистный ставропольский лес – граб восточный, дуб черешчатый, ясень обыкновенный, клен полевой. Нижним ярусом в подлеске произрастают кустарники – терн, кизил, бересклет европейский, боярышник. Здесь часто можно встретить краснокнижных обитателей фауны, например, ящерицу веретеницу ломкую - безногую ящерицу, напоминающую змею, или лягушку квакшу древестницу. Много зайцев, белок, встречаются лисы. Огромное количество птиц, всем им тут благоприятно сосуществовать. Уже лет пять мы наблюдаем за семейством канюков обыкновенных или сарычей, привыкших здесь гнездиться.
Увы, с сожалением констатирует В. Волокитин, выбросы канализационных вод отрицательно влияют на изменение естественного рельефа местности, способствуют возникновению овражной эрозии. Склоны Татарского городища состоят в основном из рыхлых осадочных горных пород, и варварская канализация подмывает овраги, углубляет балки, провоцирует оползневые образования. На экскурсионной тропе появилось много таких искусственных оврагов. Музейщики даже вынуждены сооружать мостики, чтобы туристы могли преодолевать эти преграды. Негативное техногенное влияние испытывают и животные, и растительность. Между тем на территории городища есть участок уникальной луговой степи – сегодня это большая редкость.
До появления стихийной канализации попадавшие в древние рвы природные дождевые и талые воды впитывались естественным образом, теперь же поток слишком большой, повседневный и весьма специфический по составу. Он уже разрушил древнюю дорогу у центрального входа в городище. А там находятся поистине значительные объекты памятника археологии, например скифский склеповый могильник IV века до нашей эры. На подходе к нему приходится преодолевать вот этот вонючий «ручей»… Когда-то в этой местности шла совсем другая жизнь, стоял древний посад, жители занимались земледелием, скотоводством, ремеслами. Что это были за народы? Ученые говорят: городище насчитывает четыре культурных слоя – кобанский, скифский, сарматский, хазарский. Кобанцы считаются первыми жителями этой земли, ныне Ставропольского края. Последнее городище относилось к Хазарскому каганату, к десятому веку, вытесненному под натиском половцев или печенегов…. Невероятно много интересного можно услышать на этой древней земле. Но вот когда посмотришь вокруг...
- Если это не прекратить, то в ближайшее время мы можем просто потерять уникальный объект, - в голосе Игоря Яковенко звучит вполне понятная горечь. Но музейщики намерены отстаивать бесценное достояние. - Как памятник федерального значения Татарское городище представляет важность не только для Ставропольского края, но и всей страны, если не сказать шире. Поэтому мы сейчас, несмотря ни на что, готовим документацию для включения городища в список наследия ЮНЕСКО. Это процесс очень непростой, длительный, трудоемкий, но мы его пройдем обязательно.
Решимость музейщиков поддерживают в Ставропольском краевом отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, подчеркивает его председатель Игорь Воронин. Общественность Ставрополья стремится быть услышанной. И голоса «за» звучат все громче и настойчивее. Так, управлением Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия данная ситуация держится на особом контроле: неоднократно проводились контрольные мероприятия, в адрес ДНТ «Пламя» (СНТСН «Пламя») выносились предписания об устранении нарушений, связанных со сливом канализационных отходов на территорию Татарского городища, ДНТ «Пламя» было привлечено к административной ответственности. Однако в связи с неисполнением товариществом выдаваемых предписаний управлением в настоящее время подготовлен иск, направленный на понуждение СНТСН «Пламя» прекратить слив канализационных отходов на территорию объекта культурного наследия в судебном порядке.
В разрешении конфликта в обозримом будущем появится обнадеживающая перспектива: в 2024 году в этом районе начнется строительство новой городской линии канализации, для вхождения в эту программу СНТ «Пламя» следует разработать проектно-сметную документацию. Однако до сих пор ни о каких шагах в этом направлении не известно. Но даже если дачники и надумают поучаствовать в проведении нормальной канализации, согласитесь, это не означает, что можно еще по меньшей мере два года продолжать загрязнять памятник федерального значения. Экстренные меры необходимы уже сейчас. Иначе хороши же мы все будем, когда придет утвердительная бумага, например из ЮНЕСКО.
17 июня 2022 года