История о балтийском орле Кавказа
23 июня 1941 года пилот-инструктор курсов высшей летной подготовки гражданского воздушного флота г. Минеральные Воды Орджоникидзевского края, командир звена младший лейтенант запаса Н.Г. Степанян был призван Минераловодским районным военным комиссариатом в действующую армию. В годы Великой Отечественной войны за мужество и героизм, проявленные в боях с врагом, Нельсон Георгиевич Степанян был дважды удостоен звания Героя Советского Союза.
Нельсон Степанян родился 28 марта 1913 г. на Кавказе - в г. Шуша Елизаветпольской губернии Российской империи. В 1920 г. пошел в школу, учился охотно, много читал, рано увлекся воздухоплаванием и авиационным моделированием. Участвовал во всесоюзных соревнованиях по авиамоделизму, авиационному моделированию в Ереване, Москве, Киеве, Баку и неоднократно был в числе призеров и победителей. Нельсон мечтал стать летчиком, но после окончания 7 классов в 14 лет не мог поступить по возрасту в летную школу, поэтому поступил в Закавказскую военно-подготовительную школу в Баку, чтобы после ее окончания продолжить учебу в летном училище. Однако закончить ее не довелось, так как в 1930 году она была расформирована.
Нельсон пошел работать на Бакинский нефтеперегонный завод, стал высококлассным слесарем, передовиком производства. Вступил в ряды ВКП(б). Но не забывал и о своей мечте: одновременно учился в планерной школе, потом поступил в известную в то время 1-ю Краснознаменную школу пилотов и авиатехников гражданского воздушного флота им. П.И. Баранова в Батайске. Нельсон был в числе лучших курсантов, не случайно после окончания учебы в июле 1936 г. его оставили в школе летчиком-инструктором. И на курсах он считался одним из лучших пилотов-инструкторов.
А Нельсону очень хотелось летать самому, не раз подавал рапорт с просьбой перевести его на практическую работу в авиацию. Но начальство не отпускало отличного наставника.
… Уже на второй день войны младший лейтенант запаса Нельсон Степанян был призван в авиацию Черноморского флота. В Ейске его определили летчиком в штурмовой полк. Там на базе военного авиационного училища, имея огромный опыт летной работы, Н. Степанян прошел ускоренный курс переучивания для полетов на штурмовике Ил-2. Уже в июле в составе 46-й штурмовой авиационной эскадрильи он сражался в оборонительных боях при защите Одессы, Николаева, Полтавы, Запорожья, Каховки.
24 августа, на 20-м вылете во время очередного штурма попав под жестокий обстрел, младший лейтенант Степанян был ранен осколком зенитного снаряда, сумел на поврежденном самолете дотянуть до аэродрома и благополучно посадить изрешеченную машину. Раненый летчик был отправлен в госпиталь.
После излечения младшего лейтенанта Н. Степаняна направили в 57-й штурмовой авиационный полк ВВС Краснознаменного Балтийского флота, защищавшего Ленинград. Звено Степаняна и сам командир не раз отличались в боях. В каждом вылете Степанян старался применить что-то новое, заметить наиболее слабые стороны противника для нанесения ударов по нему. Быстро овладев действиями штурмовки с малых высот и бреющего полета в зоне поражения всех видов наземного оружия, применял энергичное маневрирование, умело достигал внезапности при атаках. Полк наносил удары по артиллерийским батареям противника, живой силе и технике, боевым кораблям и транспортам в Финском заливе и Балтийском море.
В 1941 году награды давались скупо. Но уже в октябре Н. Степанян получил свою первую высокую награду - орден Красного Знамени. К концу декабря
1941-го результатом боевых вылетов Н. Степаняна стало уничтожение 8 танков, 3 бронемашин, 88 автомашин, 32 зенитных орудий, 33 зенитных автоматов, 10 конных повозок и 8 фургонов, 1 паровоза, 1 склада боеприпасов, 2 цистерн, 4 зенитных пулеметов.
С установлением морозной погоды по льду Ладожского озера для снабжения города всем необходимым, а также эвакуации населения была проложена легендарная Дорога жизни. Конечно, фашисты прикладывали большие усилия для уничтожения этой дороги, подвергая ее массированным бомбардировкам. Для защиты дороги советским командованием направлялись значительные силы штурмовой и истребительной авиации. Звено Степаняна и сам командир не раз отличались в боях за Ленинград. Об одном из эпизодов Нельсон Георгиевич рассказал на страницах газеты «Летчик»: «Это было в те дни, когда под Ленинградом готовились операции, впоследствии обеспечившие прорыв блокады города... Штурмуя немецкий аэродром в одном из пунктов, мы уничтожили и подожгли 28 немецких самолетов. Аэродром пылал в огне. Товарищи уже повернули домой. Делая третий заход, я вдруг увидел у самой опушки леса еще 3 немецких самолета. Что делать? Товарищи мои уже ушли. Но надо мною кружатся два «ястребка». Знаю, что один из них - Багиров, а это значит, что я могу действовать смело. Багиров сумеет меня защитить. Уцелевшие немецкие зенитки ожесточенно бьют по мне. Маневрируя в огне, разворачиваюсь так, что оставшиеся немецкие самолеты приходятся как раз по линии прицельного огня моих пулеметов и пушек, а сам снижаюсь в направлении посадочных знаков... Немцы, решив, что я хочу сесть на их аэродром, перестали стрелять. Они даже ждут меня. А я, пронесшись над посадочной, всадил заряд пулеметов в один из самолетов, стоявших у опушки леса, и под прикрытием Багирова вернулся на свой аэродром».
За год пребывания под Ленинградом командир звена Н. Степанян совершил более 60 боевых вылетов. Военный совет Балтийского флота представил его к званию Героя Советского Союза, которое ему было присвоено 23 октября 1942 года. Зимой 57-й штурмовой полк принимал активное участие в операции «Искра» по прорыву и снятию блокады Ленинграда, проводимой войсками Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке Балтийского флота. За отличия в боях 1 марта 1943 года приказом наркома ВМФ за мужество и героизм, проявленные личным составом, полк был преобразован в 7-й гвардейский штурмовой авиационный полк ВВС Балтийского флота.
В мае 1943 года Н. Степанян, как имеющий опыт учебной работы, был назначен командиром учебной эскадрильи на курсах переподготовки летных кадров в боевых условиях. До октября 1943 г. эскадрилья располагалась в Куйбышевской области, а затем до апреля 1944 г. - в Моздоке на Северном Кавказе, где в это время шла битва за Кавказ и Крым. Майор Н. Степанян готовил квалифицированные кадры для авиации. При этом работал по принципу: делай как я, делай лучше меня. Большое значение он придавал разбору полетов, особое внимание уделял допущенным ошибкам, с уважением относился к мнению товарищей, и все уважали его за объективность и справедливость, тактичное отношение к подчиненным.
Всей душой Н. Степанян по-прежнему был на фронте. Наконец, после многочисленных рапортов с просьбой направить в действующую армию, майор Степанян 2 апреля 1944 года был назначен командиром 47-го штурмового авиационного полка, который в это время базировался в Геленджике. Полк вел бои в небе Крыма, одновременно прикрывая от авиации противника Западный Кавказ. Командир полка часто во время ответственных операций сам возглавлял боевые группы.
Под командованием майора Степаняна полк отличился в сражениях за Крым, особенно в боях за города Феодосию, Судак, Севастополь. Недаром 47-й штурмовой авиаполк получил почетное наименование «Феодосийский». Менее чем за два месяца участия в Крымской операции полк майора Степаняна уничтожил 8 транспортов, 12 быстроходных десантных барж, 9 сторожевых катеров, свыше 3000 солдат и офицеров противника.
После освобождения Крыма в конце мая 1944 года 47-й штурмовой Феодосийский авиационный полк был передислоцирован на Балтику. Н. Степанян снова оказался в составе Балтийского флота. Снова отважные летчики прикрывают Ленинград, нанося противнику существенные потери. Отличные действия полка неоднократно отмечались в приказах командования Балтийского флота, 22 июля 1944 г. 47-й штурмовой полк был награжден орденом Красного Знамени и стал Краснознаменным.
Теперь уже имя Степаняна как весьма опасного противника хорошо было известно и в среде немецких летчиков. Они отлично знали его почерк. Не случайно, как только он появлялся в воздухе, звучал сигнал: «Ахтунг! В воздухе Нельсон Степанян!». А среди своих за командиром полка Н. Степаняном закрепилось почетное прозвище Балтийский орел.
20 августа 1944 года подполковник Степанян за героизм и мужество, проявленные в воздушных боях в Прибалтике и Крыму, военным советом Балтийского флота был вторично представлен к званию Героя Советского Союза.
Осенью 1944 года советские войска наступали широким фронтом. Дивизия, в составе которой воевал полк Степаняна, вела боевые действия в Прибалтике. Полк производил поиск и уничтожение кораблей противника в юго-восточной части Балтийского моря. Летчики 47-го штурмового полка наносили удары по кораблям противника в море, в портах, на островах, вели штурмовое патрулирование по обеспечению десанта. В ноябре 1944 года полк выполнял задачи по уничтожению транспортов и кораблей противника на военно-морской базе Либава и на переходе морем Либава - Кенигсберг - Данцигская бухта, где осуществлялась связь немецкой группировки в Прибалтике с Германией.
В декабре 1944 г. перед Балтийским флотом и летчиками была поставлена задача по уничтожению транспортов и кораблей противника в порту Либава, подавлению огневых средств ПВО на военно-морской базе Пиллау. Порт Либава в то время был единственной артерией, связывавшей окруженную Курляндскую группировку врага с Германией, и уничтожение идущих в обе стороны транспортных конвоев было делом первостепенной важности.
После получения информации о скоплении в Лиепайском порту большого количества груженных войсками и техникой транспортов, готовившихся выйти в море, была разработана операция «Арктур» по их уничтожению. К ее осуществлению было привлечено 165 самолетов из нескольких авиационных полков. Проведение операции было намечено на 14 декабря. Учитывая сложность боевой задачи, Степанян решил лично возглавить первую группу. Один из участников этого боя В.Д. Марков вспоминал: «Вдруг встал Степанян и, обращаясь к командиру дивизии, сказал: «Полк поведу я. Это самое сложное и ответственное задание. Я настаиваю». Комдив не смог разубедить его и согласился... В этой операции командир 47-го штурмового полка подполковник Н. Степанян взял на себя самую трудную и опасную миссию. Он возглавил первую группу самолетов, которая должна была подавить береговую и корабельную зенитную артиллерию и обеспечить успех операции. Вторая группа тем временем должна была пробиться к транспортам и уничтожить их в бухте».
Уже при самом подходе к целям самолеты Н. Степаняна внезапно были атакованы сразу 30 вражескими истребителями, которые появились раньше группы прикрытия. Завязался ожесточенный и скоротечный воздушный бой. Через несколько минут самолет подполковника Степаняна, который первым ринулся в атаку, прикрывая остальных, был подожжен. На объятом пламенем штурмовике Степанян атаковал и сбил один из «фокке-вульфов». Спустя несколько минут его Ил-2 упал в море.
В результате нечеткого взаимодействия подразделений авиации морские пилоты именно 14 декабря 1944 года понесли наибольшие потери. Истребители из 9-го истребительного авиационного полка опоздали и вовремя не прикрыли штурмовики 47-го штурмового и 8-го гвардейского штурмового авиационных полков. Немецкие «фоккеры» доминировали в воздухе. Их жертвой стали десять Ил-2 из 47-го штурмового и три - из 8-го штурмового. В полку тяжело переживали гибель командира Героя Советского Союза, подполковника H. Степаняна. Могилой его стало Балтийское море.
6 марта 1945 года Президиум Верховного Совета СССР вторично присвоил подполковнику Нельсону Георгиевичу Степаняну звание Героя Советского Союза (посмертно).
Подполковник Н. Степанян оставил после себя уникальный опыт ведения боевых действий штурмовиками. Он первым в части разработал и применил бомбардировку с минимально малых высот, явился новатором и в применении комбинированного удара при сильном огневом противодействии противника. Степанян часто водил на бомбоштурмовой удар три группы штурмовиков: одна подавляла зенитные средства, вторая бомбила с малых высот, а третья, обеспечивая выход самолетов из атаки, бомбила со средних и малых высот. При этом поощрял и поддерживал инициативу и творческую мысль каждого пилота.
Дважды Герой Советского Союза, подполковник Н.Г. Степанян был награжден 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени. Память о нем хранится в названиях улиц и корабля, увековечена в мемориалах, памятниках, произведениях литературы и искусства.
13 мая 2022 года