Ставропольской писательнице и журналисту исполняется 75 лет
В конце апреля члену Союза журналистов России Светлане Бережной исполняется 75 лет, больше половины из которых она отдала журналистике.
Светлану я знаю давно. Она и в жизни, и в творчестве удивительный человек. Уже много лет сама водит машину, в совершенстве владеет компьютером. Сколько вечеров мы коротали за чашкой чая и в этой самой компьютерной (так Света называет свой кабинет), и по-простому на кухне! Сколько разговоров было переговорено о журналистике, о книгах, о жизни...
Войдя в компьютерную на этот раз, поймала себя на мысли, что здесь можно находиться сутками. На полках масса книг, множество словарей, а сам компьютер начинен различными программами, позволяющими верстать газеты и книги, редактировать видео- и аудиофайлы, создавать фильмы, обрабатывать изображения. На стене плакат: «Процесс старения запускается в ту минуту, когда человек теряет видение собственного будущего».
- Мой жизненный девиз! - говорит Светлана.
И в ее глазах загорается тот же огонек, который я помню со времен ее молодости.
Пока Светлана накрывает на стол, я хозяйничаю на книжных полках. Взгляд останавливается на необычных книгах в бархатных «одежках», извините, обложках. Листаю. Внутри скрываются замечательные, яркие, с картинками, детские сказки, изданные в семидесятые годы прошлого столетия.
- Это то немногое, что осталось со времен, когда я увлекалась переплетным делом, - улыбается Светлана. - Сын подрос, и осталось много детских книг из серии «Мои первые книжки». Выбрасывать их было преступлением, и тогда я подумала, а почему бы не переплести их друг с другом? На обложки ушли бархатные шторы с окон, и получилось с десяток толстых, солидных книг, которые во времена книжного дефицита было совершенно не стыдно дарить детям знакомых.
Обратила внимание и на ряд необычных томиков в одинаковых бумвиниловых обложках с тиснеными заголовками и отпечатанных с готового оригинал-макета в издательстве «Дом».
- А что, есть такое издательство? - удивилась я.
- Ну да, в моем кабинете, - рассмеялась Светлана. - После того как я освоила искусство переплета, еще одним моим серьезным увлечением стала верстка газет и книг. Долгое время работала в программе PageMaker, позже освоила Adobe InDesign. В результате были рождены многочисленные газеты к юбилейным датам друзей и уникальные книги, которые не найдешь ни в одной библиотеке: «Жизнь тонкая, как леска», «Спасибо, что ты был», «Обратный билет в детство», «Лучик света», «Мысли вслух», «Без вуали», «О чем щебечут кошки», «Познай себя», сборник с моими стихами и другие. Я и сегодня верстаю все свои книги.
А я продолжаю исследовать книжные полки и на одной из них обнаруживаю знакомый двухтомник «Мыслей и чувств жемчужины». Издан он был в 2013 году в издательском доме «ТЭСЭРА». Ожерелье двухтомника составлено, как из жемчужин, из писем, дневниковых записей, более 40 лет хранившихся в архивах автора и ее знакомых. «Преклонный возраст» писем отнюдь не соответствует их содержанию: оно явно превосходит все ожидания. Интересна история рождения двухтомника. Накануне 17-летия внучки Арины Светлана раздумывала, какой необычный подарок ей сделать. И вдруг пришла идея собрать в одной книге письма, которые ей в годы юности писали молодые люди. Достав свой архив, погрузилась в чтение, и словно на машине времени перенеслась в далекое прош-лое… Будучи человеком неуемной творческой энергии, она привлекла к созданию следующего, второго тома еще и незнакомых ей людей, которые, узнав о работе над книгой, передали Светлане письма из своих домашних архивов.
Следующей книгой Светланы Бережной стала «Свеча между ладонями». По ее собственному признанию, она и сама не ожидала от себя такого творческого порыва. Но желание отдать дань памяти брату, известному ставропольскому писателю и журналисту Вадиму Чернову, ушедшему из жизни, подвигло ее собрать воспоминания о нем его современников и издать книгу, которую назвала словами самого Вадима: «Иногда мне кажется, что я СВЕЧА МЕЖДУ ЛАДОНЯМИ... моих родных, друзей, всех, кто любил (а за что?) меня. Спасибо им!». В книгу вошло более тридцати мемуарных зарисовок ученых, писателей, родственников, журналистов, казаков, священнослужителей, учителей, просто друзей, а также его личные дневниковые записи. И читается она, надо признать, на одном дыхании.
А Светлана даже не подозревала, что после «Свечи» будет еще что-нибудь писать. Тем более романы и повести…
- А давай вернемся в прошлое, в 1969 год, - предлагаю я.
- Я тогда окончила историко-филологический факультет пединститута и начала свой журналистский путь с редакции газеты «Молодой ленинец», где была литературным сотрудником отдела школ и учащейся молодежи. Потом уехала в Махачкалу, работала корреспондентом в газете «Комсомолец Дагестана», после чего 14 лет была редактором студенческой газеты в Ставропольском политехническом институте. В 1979 году меня приняли в Союз журналистов СССР, а в 1992-м пригласили на должность редактора многотиражной газеты в Северо-Кавказский банк Сбербанка России. А когда пришел пенсионный возраст, не смогла отказаться от заманчивого предложения ректора Ставропольского технологического института сервиса Владимира Евдокимовича Жидкова создать в вузе многотиражную газету. И опять закипела работа.
Светлана просто не могла не любить слово и не заниматься литературным творчеством. Основу всему заложил брат. Вадим был старше сестры на тринадцать лет и запомнился как человек высочайшей эрудиции, энциклопедических знаний, с феноменальной памятью и несравненным даром рассказчика.
- В моей памяти до сих пор хранится такой эпизод, - вспоминает Светлана. - Я, тринадцатилетняя девочка, сижу затаив дыхание на корточках возле закрытой двери, ведущей в комнату, где брат, приехавший из Москвы, зачитывает собравшимся друзьям конспекты редких книг, прочитанных им в читальном зале Ленинской библиотеки. Мне тоже интересно, но меня не допускают в их взрослый круг. Внезапно открывается дверь, и брат, столкнувшись со мной лоб в лоб, сначала хмурится, а затем позволяет войти. Вот тогда я впервые услышала такие имена, как Солженицын, Пастернак, Кафка, Хемингуэй. Потом мне не раз разрешалось присутствовать на таких встречах, многое дававших моему уму и сердцу.
Творческая атмосфера в доме не могла не повлиять на Светлану. Больше всего ей хотелось владеть пером так же, как брат, проза которого отличалась магической чистотой, точностью, образной лаконичностью и поразительной цельностью, но сомневалась, что когда-нибудь дорастет до его мастерства. Именно он сумел разглядеть и поддержать ее журналистский талант и был убежден, что его уроки не пройдут даром. Жаль, что он так и не узнал, что она стала писать книги, не увидел ни одной из них… Роман «Мы нашли друг друга» (он вышел отдельной книгой в 2018 году) Светлана посвятила брату.
В апреле 2019 года в краевой библиотеке имени М.Ю. Лермонтова прошла презентация книг Светланы Бережной - «Дежавю любви», «Наследство», «Мы нашли друг друга», «Семейные тайны», «Пока живу, помню». Затем вышел трехтомник «Переплетенные судьбы», а в начале 2022 года увидела свет очередная книга Светланы Бережной - «Наследница». О чем ее романы и повести? О замысловатых хитросплетениях человеческих душ, о том, как отражаются на сегодняшнем дне ошибки, совершенные в прошлом, о том, как вы-играть самую трудную битву - битву с самим собой и научиться искусству жить, не теряя веру в любовь, свет и добро...
В свои семьдесят пять у Светланы Бережной много творческих идей, а привычка не останавливаться на полпути помогает ей двигаться только вперед.
29 апреля 2022 года