Мы – долгая память друг друга…
Ушла… А казалось, что время над ней не властно. Всегда яркая, улыбчивая, несмотря на звания и награды, простая и доступная. Зинаида Кириенко, народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, до последних дней жизни сохраняла царственную осанку и звучный голос. Она успешно концертировала и не отказывала нашему брату-журналисту в интервью. В крае Зинаиду Михайловну считали своей, а она относилась к Ставрополью, как ко второй родине. Родилась она в Дагестане, а в станице Новопавловской Ставропольского края закончила школу; отсюда и уехала в Москву, где начался ее блестящий кинематографический и театральный творческий путь. Одна из последних наших встреч произошла в середине ноября 2008 года после ее концерта в г. Железноводске.
В длинной тунике с солнечными проблесками - развевающейся и почти невесомой, в золотых туфельках-тапочках она вышла на сцену - царственная и одновременно такая своя, знакомая по полюбившимся кинолентам; легкая, улыбающаяся, с короткой стрижкой. Девчонки сзади тут же заспорили, сколько ей лет. Кто-то дал сорок, кто-то и до «того». А она, похоже, была над временем и пространством. Вспоминала прошлое, смеялась, пела, вальсировала; а в промежутках рассказывала о своей нелегкой и счастливой кинематографической судьбе.
…Удивительно, но еще до рождения Зины мать точно знала, что будет именно дочь. Она мечтала увидеть ее на сцене и придумала артистическое имя Аида. Отец, решив, что идея матери несколько претенциозна, записал дочку как Зинаиду. Но все время учебы в школе ее звали именно Идой. Если верить, что имя дается человеку не случайно и каким-то образом определяет судьбу, то полное совпадение получилось с именем Зинаида. Казалось бы, простое русское имя, а происхождение имеет мифическое. В переводе с древнегреческого значит «рожденная Зевсом», «божественная». Именно такой она и предстала перед зрителями города-курорта Железноводска в ноябре 2008 года во время заключительного концерта фестиваля национальных культур.
Засветился экран. И пошли кадры старого, заново (после выхода в свет американского аналога) по достоинству оцененного фильма С.А. Герасимова «Тихий Дон». Показывали, пожалуй, одно из самых сильных мест картины, где исстрадавшаяся от бесконечных измен мужа Наталья Мелехова под громовые удары молнии молит Бога наказать неверного Григория. Этот момент настолько пронзительный, что сам невольно оказываешься ввергнутым в водоворот страстей, разрывающих душу героини Кириенко. Со свойственным талантливому режиссеру даром Сергей Герасимов угадал в провинциальной девочке, при-ехавшей в Москву поступать «на артистку», будущую звезду экрана.
Свой успех в шолоховской эпопее Зинаида Михайловна и сегодня считает, прежде всего, заслугой Сергея Аполлинарьевича. «Он был моим первым учителем и главным творческим наставником; учил думать сосредоточенно, никогда не боялся похвалить». Здесь следует пояснить, что «Тихий Дон» не первый фильм, в котором С. Герасимов снимал Кириенко. «До этого по заказу комитета по защите мира готовился пятичасовой международный проект, в котором принимали участие такие известные актеры, как Симона Синьоре и Ив Монтан», - рассказала Зинаида Михайловна. - Героиню первого фильма, в котором я снялась, звали Надежда. Мы приехали на съемки в Сталинград (ныне Волгоград). Там по роли происходило мое объяснение с любимым. После Великой Отечественной войны страна нуждалась в хлебе; большие надежды связывались с освоением целинных земель. Моя героиня не только сама откликнулась на призыв к молодежи принять участие в деле государственной важности, но и убедила присоединиться к общему делу своего не очень сознательного любимого».
Снова оживает экран. На сцене в затемненном зале они как бы оказываются рядом: З. Кириенко и ее героиня Надежда (на экране) - молодая, звонкоголосая, с блестящими глазами. Волосы развеваются на ветру. И - как пробудившаяся весной природа - убежденность девушки, что жить отдельно от радостей и забот, которыми живет страна, нельзя, недостойно! Кино старое, а чувства настоящие, искренние.
Во время работы над фильмом все окончательно определилось с ее двойным именем. Когда набирали титры, Сергей Аполлинарьевич спросил у Кириенко (которую на курсе во ВГИКЕ все звали Идой), как звучит ее полное имя: - Зинаида, - сказала та. - Так и запишем, - подытожил мастер.
Она всегда говорила не только и не столько от лица персонажей, сколько от самой себя. Потому что в жизни была такой же искренней, горячей, любящей свою измотанную войной Родину. И в этом Ида-Зина была в мать - женщину глубоко верящую в свою недавно победившую фашизм страну. Стоя на сцене, она рассказала, что ее детские воспоминания связаны с Махачкалой. Хорошо помнила, как мама Александра Петровна под стать горцам лихо скакала на коне, рубила лозу; как после нелегкого рабочего дня на рыбоконсервном заводе вечерами уходила к подопечным из кружка ворошиловских стрелков. Точность в стрельбе у нее была отменная. Свой волевой характер мать проявила и во время жизни в станице Новопавловской, куда в разгар войны была отправлена руководить восстановлением разрушенного элеватора.
По словам актрисы, на положительных киногероинь ей в жизни повезло. После окончания теат-рального училища в 1958 году одна за другой в свет выходили картины с ее участием. Это драма С. Бондарчука «Судьба человека» (Ирина»), героическая кинопоэма Ю. Солнцева «Повесть пламенных лет» (Мария), мелодрама В. Пронина «Казаки» (Марьяна)… К середине шестидесятых годов актриса стала настоящей любимицей многомиллионной зрительской аудитории страны под названием СССР. А потом вдруг Зинаида Кириенко надолго исчезла с экранов.
Забвение было неслучайным. Актриса в полной мере проявила свой несговорчивый характер, когда один из высокопоставленных чиновников особо заинтересовался ее персоной. Сразу и наотрез отказалась расплачиваться за роли своей честью. Кому-то подобное решение покажется несовременным. Но такой она была по природе: цельная, любящая, верная. Очевидно, за это жизнь наградила ее достойным спутником жизни.
С любимым и единственным навеки мужем Валерием Тарасевским она познакомилась в Грозном во время съемок фильма «Казаки». Для участия в массовках выбирали спортсменов. Среди них оказался и он - красавец, отлично сложенный, с живым и теплым выражением глаз. «Они-то меня и сразили», - призналась Зинаида Михайловна.
Это была единственная подробность. Даже когда навсегда рассталась с рано ушедшим из жизни близким человеком, она продолжала ревниво охранять историю жизни и чувство, когда-то навеки соединившее их, от чужих. Во время концерта Зинаида Михайловна спела песню, посвященную мужу. И слова, и музыку сочинила сама. «Первый куплет получился сразу, а потом три дня и три ночи мучилась, дописывала на даче. Сын помог отредактировать текст. А назвалась песня как-то сама собой «Судьба моя»…
Потом, когда его уже не было рядом, то жестами, то походкой, то какими-то привычными словами напоминали ей о муже сыновья - Тимур и Максим; а то и внуки, которых было пятеро.
«Мужа не стало в 2003 году. Сама не знаю, как я это пережила. Но пережила! Меня часто спрашивают, как мне удается так хорошо выглядеть сегодня. И знаете, что я отвечаю? За всю большую жизнь я любила и была женой одного-единственного мужчины. Кто-то однажды мне сказал, мол, сплошной домострой. На это отвечу одно: пусть домострой. Но если вы действительно хотите сохранить в себе силу жизни, знайте: ничто так не разрушает женщину, как многочисленные связи.
…Это правда, что справедливость рано или поздно торжествует. Кириенко долго не снималась в кино, но продолжала работать в театре, растила детей. А в 1974 году режиссер Евгений Матвеев вернул опальную актрису зрителям. Он пригласил ее на главную роль в дилогии «Судьба» и «Любовь земная».
…Знакомые до боли кадры. Вой-на. Оккупация. Героиня Зинаиды Кириенко узнает, что ее сын направился взрывать фашистские объекты, и вот враги уже напали на след. Мальчишка в шапке и валенках по-детски неуклюже бежит от своих преследователей. Выстрел. И тут же режущий пространство зала отчаянный крик: «Родненький мой! Сыночек!..». Он пронзает насквозь. В душе что-то закипает и теснит грудь. Так, наверное, происходило и у тех, кто десятки лет назад увидел эту картину. На фильмах с участием З. Кириенко сегодня, как и тогда, когда она была с нами, работает душа. Актриса умеет пробуждать душу. Не только своими талантливыми ролями, но и стихами, песнями.
«Даль великая, даль бескрайняя…». Женщина на сцене поет, и ей тихонько вторит зал. И тут же без перехода новая песня: «То не ветер ветку клонит»… Короткая передышка, и снова воспоминания…
- Помню последний юбилей Е. Матвеева, - рассказывает Зинаида Кириенко. - Он пригласил меня выйти на сцену и спеть его любимую песню. (В фильме «Любовь земная» за кадром ее исполняет Анна Герман). Помните? « Мы эхо, мы эхо, мы долгое эхо друг друга»… Я спела. И с тех пор - удивительное дело - меня просят ее исполнить всякий раз, когда поминают ушедших друзей, замечательных артистов».
Она раскрывает ладони, будто хочет обнять притихший, превратившийся в единое целое зал. Поет вместе со зрителями:
«И даже в краю наползающей тьмы
За гранью смертельного круга,
Я знаю, с тобой не расстанемся мы,
Мы память, мы память,
Мы вечная память друг друга…»
Голос сильный, с переливами - от рвущей душу высокой ноты до низкой, похожей на выдох. Зрительный зал взрывается аплодисментами, а она низко, по-русски, кланяется, и глаза, как у ее незабвенных героинь, влажно блестят.
Надежда - Зина-Ида… Она протягивает к зрителям руки и отдает все, что накопила за жизнь.
4 марта 2022 года