17:23, 4 февраля 2022 года

Прошёл год со времени премьерного показа спектакля Ставропольского театра драмы «Лики любви»

Прошел ровно год со времени премьерного показа спектакля Ставропольского краевого академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова «Лики любви». Замечателен он прежде всего тем, что, выйдя из традиционного краевого смотра-конкурса «Мы молодые!», достойно заявил о себе и прочно укрепился в репертуаре театра. И как тут не сказать, что самому конкурсу, организованному региональным отделением Союза театральных деятелей РФ, в этом году исполнилось 50 лет!

Хорошо помню тот смотр. В недавнем прошлом студийцы, они стояли на сцене Ставропольского краевого академического театра драмы – молодые, красивые, полные надежд… Не группа, а скорее, труппа поющего, танцующего, играющего юного театрального племени. Это был их день, и их вечер. Они показали зрителю свой потенциал и одновременно полноценный театральный репертуар (не спектаклей, конечно, а пока только эпизодов, заготовок к ним).

Лучшие из показов тогда имели в своей основе русскую и зарубежную классику.

Сегодня уже ясно: несмотря на большие пертурбации в ставропольской драме - смену руководства и актерских кадров, скудное финансирование, - старейший на Северном Кавказе театр к этому готов. К слову сказать, работа со зрителями, анкетирование и опросы показали, что запрос на классику, особенно на нашу, отечественную, есть не только у старшего поколения, но и у молодежи. Без преемственности, как однажды открыл для читателей замечательный писатель Чингиз Айтматов, - мы «манкурты», беспамятные нелюди. Тенденция последних лет опускать искусство (в том числе театральное) до сферы обслуживания – путь в никуда.

Шумы и сигналы

«Умейте отличать шумы от сигналов» – эти слова я услышала недавно в интервью телеведущего

Б. Корчевникова с Патриархом Кириллом. Поразилась – как же все в этих словах просто и мудро. Мы ведь в последнее время тем только и занимаемся, что «Шумим, братцы, шумим!». Не потому ли окружающее пространство до безо-бразия загрязнено шумами навязчивой рекламы и всякого рода ток-шоу. Шум вообще – фактор, вредный для здоровья даже в малых дозах. При условии непрерывности может довести до инсульта. В навязчивом шуме сегодняшней теле-кино-театральной культуры художественный руководитель и талантливая актриса заслуженная артистка РФ И. Баранникова чутко уловила сигнал запроса на классику. Из показов на смотре молодежи актерских работ вырос новый спектакль по рассказам из десяти новелл И. Бунина.

Театрализованные картинки, словно разноцветные витражные осколки, сливаются в спектакле в разнотемную панораму о жизни российской глубинки начала прошлого века. Спектакль, конечно же, про любовь - самое главное чувство на земле, без которого немыслима жизнь. О любви Бунин всегда говорил как о высшем чуде, высоко возносил это свойство души - «волшебное, но временное», причем нередко с трагическим финалом. «Как дико, странно все будничное, обычное, когда сердце поражено… этим страшным солнечным ударом, слишком большой любовью, слишком большим счастьем», - писал И. Бунин.

…Занавес открывается. Актеры в черных одеждах несколько секунд мелькают перед зрителями, перенося с места на место и выстраивая, словно карточные домики, плоскости декораций. Так же неожиданно все замирают и пристально, испытующе вглядываются в лица зрителей. Их персонажи оттуда, из «раньшей жизни».

Миг – и броуновское движение усиливается; волнение, переполох, суета, а где-то вверху повисает надсадный крик: «Убили!!!». Всего несколько минут зрители видят преступницу. Героиня молодой актрисы Ксении Травкиной великолепна. Вдова из богатого купеческого рода в ее исполнении статная, высокая, преисполненная чувства собственного достоинства дама; она несет себя гордо – само олицетворение правоты. Лицо (прямо по тексту рассказа «Убийца») спокойно и ясно, на губах улыбка: «Да, убила! Потому что любила всей душой. … А он только на достаток льстился. Гулял с кем попало. Вот и всадила ему, хмельному, нож в душу!».

«Любовь - высший судья в человеческих отношениях», - писал И. Бунин. Может и «приговорить»! Так же трагично дикое, необузданное чувство старосты Лавра по отношению к молодой жене в инсценировке рассказа «Дубки». В исполнении заслуженного артиста РФ А. Жукова лохматый медвежеподобный Лавр - скорее, умный мстительный зверь, чем человек. Даже не измена, а одно предчувстие, подозрение - достаточное основание для жестокой расправы с супругой (задушил красавицу-жену, а чтобы отвести от себя подозрения, инсценировал ее самоубийство). «Дика и поныне русская деревня, зимой пуще всего» - так автор описывает место преступления. Разве только в прошлом веке? О скольких подобных случаях можно услышать и сегодня в бесконечных скандальных телеисториях и телесериалах!

Но достаточно темных страстей! В своих произведениях Бунин раскрывает, а режиссер И. Баранникова оживляет тайны любви: ненависть и нежность, грубость, сомнения, счастье…

От великого до смешного

Сценка по рассказу «Муза» - грустная и смешная одновременно. Рассказанный автором случай столь же странный, сколь и расхожий. В исполнении роли консерваторки (любительница посещать культурные учреждения) Музы Граф актриса О. Клочкова - непредсказуемая дамочка свободных нравов. Без стеснения она вошла в дом незнакомого человека (художника) и расположилась в нем, как в собственном. Художник, каким его изображает артист В. Петренко, - неторопкий и обстоятельный человек, удивился, но дамочку за дверь не выставил; водил по ресторанам и концертам, пока та не познакомилась с захудалого рода помещиком Завитовским. Сосед был «щуплым, рыженьким, несмелым и недалеким», но – музыкантом. Муза оживилась, осмотрелась, да так у него и осталась. Вот такие курьезы любви. Впрочем, художником покинутый любовник был так себе, да и музыкант Завидовский, судя по всему, - персона не мирового масштаба. Так и муза ведь не из высших существ. Не богиня!..

Образы, которые мастерски обрисованы великим писателем и оживлены театром, в спектакле разные. Вот умная, хитрая, абсолютно беспринципная авантюристка из отрывка «Маска». В исполнении заслуженной артистки РФ С. Колгановой это чистый хамелеон в юбке - за деньги готова быть кем и какой угодно.

Увидев однажды, надолго запомнишь героиню миниатюры «Волки». В этой роли актриса Д. Симанкина - яркая, жаждущая сильных чувств, храбрая до безбашенности. А какую цельность, самообладание, безжалостность к себе, преданному любимой женой, продемонстрировал в своем герое - кадровом офицере - артист А. Кошелевский! «Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов» («Кавказ»).

В этом ряду невозможно не выделить миниатюру «Роман Горбуна». Это очередное открытие дарования почетного деятеля искусств, артиста В. Лепы. За несколько минут короткого представления вначале мы видим человека–паука, несчастного горбуна, прячущегося от мира, который безжалостно травил его за уродство. В исполнении уникального актера горбун умен, обладает тонкой чувствительной душой, жаждущей любви. Все богатство переживаний и эмоций с необыкновенной силой вспыхивают в момент получения несчастным письма от женщины, которая назначает ему свидание. И какой же силы удар ему уготован при встрече! «Горбунья»… Этот отчаянный крик-шепот, как приговор себе, своим несбывшимся надеждам и мечтам!

«Любовь - кольцо...

…а у кольца начала нет и нет конца». Была у поколения пап и мам нынешних молодых людей такая забавная песенка. Вспомнились строки не случайно. Они как нельзя лучше выражают композиционную идею спектакля, как бы обнимающую все сюжеты, собирающую их в единое целое. Без придуманного И. Баранниковой хода режиссера легко было бы обвинить в том, что эта работа - всего лишь наметки, пробы сил молодых артистов…

Вспомним, начинается спектакль рассказом «Качели». Влюбленная пара в утренних летящих одеждах (О. Писаренко и М. Подзолко) взмывает ввысь на качелях. Будто неведомая сила подхватывает их, так стремящихся от земли к небу. Артисты в этом отрывке будто в забытьи, невольном отрешении от мира. Но в памяти отпечатывается каждый миг происходящего. Так начинается спектакль «Лики любви». Финальный отрывок называется «Холодная осень».

На сцене многолюдье. Справа то ли родственники, то ли друзья или знакомые постаревшей, со следами былой красоты женщины. Они переговариваются, куда-то торопятся, то сердятся, то смеются. По всему пожилая женщина - одна из них, но при этом словно из другой жизни. Она пристроилась сбоку слева, как бы в отдалении от всех. Эта дама никому не мешает и, похоже, невидима для всех. Тихим голосом, почти шепотом, она перебирает воспоминания о своей непростой жизни, в которой были и революция, и эмиграция, и утрата самых близких людей…

Рассказ, который поведала залу дама устами удивительной актрисы Л. Ковалец, - самая чистая и пронзительная нота спектакля. Эта несмотря на немалые лета красивая женщина, будто исповедуется перед собой и всеми нами о самом главном в жизни. Говорит, будто продирается сквозь года; тихо, но так, что каждое слово прямиком попадает в душу. Она вспоминает слова любимого: «Посмотри, как особенно, по-осеннему, светят окна дома. Буду жив, вечно буду помнить это вечер… Тебе не холодно? Воздух совсем зимний. Если меня убьют, ты все-таки не сразу забудешь меня?..» Они объяснились, признались друг другу в любви за день до его ухода на фронт, где ее избранник погиб в первом же бою.

Конечно же, состарившаяся дама впрямую не та девушка через много лет, которую мы видели в начале спектакля, в миниатюре «Качели». Но так же, как и ее «весенняя» сверстница, женщина говорит, что во всей долгой жизни в памяти навсегда отпечатался только тот осенний день, когда в последний раз она была с любимым. Она в точности повторяет слова: «Лучше ничего в жизни не было».

К чему веду? Практически все «картинки из жизни», которые увидели зрители в спектакле, в той или иной мере рассказывали о любви, однако в большинстве случаев не столько о ней самой, сколько о ее «масках», зачастую тех, что являются полным оксюмороном – тем, что несопоставимо с высоким корневым значением Ее Величества Любви. Для чего? Ну, во-первых, потому что настоящая драматургия рождается именно из противоречий или как минимум благодаря их присутствию. А, во вторых, из надежды – вдруг кто-то вспомнит, что все показанное-рассказанное театром выросло из творчества удивительного писателя Ивана Бунина. Полистайте его книги – прочитайте стихи, маленькие рассказы, повести – верю, вы тоже откроете для себя много интересного.

Тамара ДРУЖИНИНА
«Маски любви»
Газета «Ставропольская правда»
5 февраля 2022 года