Ставропольский психолог рассказала, почему люди продолжают верить финансовым аферистам
Активизация финансового мошенничества, безусловно, потребовала усиления просветительской и разъяснительной работы среди населения: много рассказывается о старых и новых схемах мошенничества, о способах обезопасить себя. Однако люди продолжают попадаться на самые банальные сценарии про «попавшего в беду родственника» или «сомнительные операции по вашей карте». Несмотря на призывы использовать для защиты личных данных надежные пароли, всегда найдется кто-то, кто поставит паролем 123456 или свою фамилию…
Объяснение причин такого поведения лежит в плоскости человеческой психологии. Об этом мы беседуем со ставропольским психологом, президентом Международной ассоциации практической психологии Натальей Швейнфорт.
- Наталья Олеговна, как-то можно объяснить, почему, несмотря на все предупреждения (а они, мне кажется, в последнее время звучат отовсюду), люди продолжают попадаться на уловки аферистов?
- Как бы банально ни звучало, но человек так устроен. Нам свойственно больше доверять, чем проверять. Такое свойство психики является, скажем так, защитным: доверие к миру, уверенность в его безопасности и невраждебности – вот в глобальном смысле залог эмоционального здоровья человека и ощущения счастья.
Проще говоря, человек не может все время переживать о том, что с ним вот-вот произойдет что-то плохое, и жить в состоянии «боевой готовности», всегда быть начеку. Это очень энергозатратно и, более того, есть риск хронических тревожных расстройств со множеством вытекающих последствий.
И с точки зрения психологии, человеку как раз таки нормально думать «а вот со мной такого точно не произойдет», когда он слышит или читает о случае обмана. На информацию об опасности чаще всего обращают внимание люди, у которых уже есть собственный печальный опыт или обманутые родственники, друзья, коллеги.
- Одно время считалось, что наиболее легкие жертвы для мошенников – неискушенные в новых технологиях пенсионеры. Но статистика пары последних лет свидетельствует о том, что на удочку чаще попадаются люди среднего возраста с хорошими заработками, с приличными суммами на счетах, вроде бы качественным образованием. По идее, они умеют критично мыслить… В чем сила аферистов?
- На мой взгляд, пытаться нарисовать портрет потенциальной жертвы финансовых мошенников бесполезно. Поверить им может практически любой из нас, все зависит от стечения обстоятельств. Ведь в какой-то конкретный период любой человек может быть уязвим. Можно в момент телефонного звонка от злоумышленников находиться в ситуации горя или стресса. Кто-то по своему характеру очень доверчивый или импульсивный и склонный к риску.
И вот вы упомянули про критическое мышление. Как раз тактика большинства сценариев у аферистов сводится к тому, чтобы отключить его – к эмоциональной манипуляции. Делается это через внезапность, через всплеск эмоций: вы выиграли миллион, вы ничего не делая сможете заработать сотни тысяч рублей, с вашей карты списываются деньги, на вас прямо сейчас оформляют кредит…
То есть любое из этих сообщений, сказанное неожиданно нужным тоном и специально подобранными фразами, является эмоционально задевающим. Активизируются страх потерять что-то, радость, жадность, тщеславие, паника, злость... Под действием этих неожиданно нахлынувших и сильных чувств, а также непрерывного взвинчивания со стороны неизвестного собеседника человек мыслит иррационально. Потому легко попадает в ловушку и совершает рискованные действия. Вот это и есть социальная инженерия в деле. Все построено на использовании человеческих слабостей.
- Удивляет то, что мошенники добиваются, чтобы человек не просто поверил им, а порой совершил целую цепочку действий. Как им это удается, какие уловки используются?
- Действительно, потенциальная жертва должна принимать достаточно активное участие в схеме: соглашаться на телефонный разговор, предоставлять личные данные, делать денежные переводы, переходить по предлагаемым в письмах и сообщениях ссылкам и т. д. Потому помимо эмоций еще один из главных инструментов мошенников – экстренность: делается акцент на необходимость срочных действий «вот прямо сейчас», на лимитированное количество дорогостоящих призов или минимум времени для принятия решения. Им важно не дать человеку возможности подумать. Диалог проходит в спешном режиме.
При этом, замечу, в телефоне вы слышите голос с очень уверенными интонациями. Аферисты изначально готовы к скептическому настрою и ловко устраняют сомнения: мол, конечно, можете нам перезвонить, но потеряете самое главное – время, загляните в свой договор – там прописаны эти процедуры и т. п.
Тем самым человека держат в тонусе и не дают одуматься. С ним постоянно поддерживают связь, мошенникам важно не допустить, чтобы звонок прервался. Вот здесь сам собой и появляется главный совет, и он не оригинальный. Как только чувствуете свое нервное напряжение, побуждение со стороны незнакомца к каким-то срочным действиям, безотлагательно нужно закончить разговор, даже без объяснения причин.
- Мне кажется, многим сложно как раз решиться на это действие.
- Печально, но в тот момент, когда вас обманывают, вы не будете этого понимать ясно. Потому важно уметь прислушиваться к себе и чувствовать себя, свое состояние и его причины. Понимаю, что звучит красиво, но для кого-то совершенно непонятно.
Тем не менее привычку включать самонаблюдение можно выработать. И например, когда вам звонит незнакомый человек, начинает давить, угрожать или соблазнять на какой-то выигрыш, то есть ведет ситуацию к тому, что вы в нее включаетесь, прислушайтесь к себе. Нужно попытаться на фоне сильной эмоции и некоторого шока от услышанного отследить, не возникает ли у вас ощущения немного странного состояния и нереальности происходящего.
Оно появляется почти всегда, когда кто-то начинает нарушать ваши границы, атакует их. Это реакция на бессознательном уровне, это подсказка вам. Словили ее – сразу задайте себе вопросы «а что происходит?», «почему мне нужно что-то так срочно делать?». И далее следует взять паузу и самостоятельно связаться с банком (если звонок «из банка»), обратиться за советом к близким или проверить данные, которые вызывают сомнения.
- Может ли ситуация с таким масштабным распространением финансового мошенничества, построенного на социальной инженерии, быть в той или иной мере следствием кризисных явлений в экономике и общей напряженности из-за распространения коронавирусной инфекции?
- Вполне, ведь все подобные явления социально-экономической сферы служат причиной стресса, дают ощущения нестабильности, непредсказуемости, неопределенности. Психика человека считывает это как отсутствие безопасности. И как уже было сказано, чем выше уровень тревоги и стресса, тем сложнее человеку сохранять когнитивные способности и полноценно анализировать происходящее.
Пандемия вообще подняла уровень тревоги, у людей активизировался страх перед опасностью заражения, и он не беспричинный. Неудивительно, что тревожный человек, живущий в неопределенности, ждет какого-то участия со стороны.
И посмотрите, как почти мгновенно мошенники считали это и встроили в новую реальность свои скрипты общения. Было много новостей про соцпомощь населению – и вот начались звонки по поводу каких-то субсидий и компенсаций, потом стали популярны спекуляции на вакцинах, при этом продолжали звонить псевдосотрудники финансовых организаций и правоохранительных органов с рекомендациями по сохранению сбережений. Сейчас на пике тема инвестиций, и мы видим, как легко соблазняют аферисты людей несметными заработками из воздуха.
Потому помочь себе избежать подобных ловушек можно за счет заботы о своем эмоциональном состоянии, о повышении эмоционального интеллекта, о душевном комфорте. Учитесь понимать себя, и тогда ваш опыт и интуиция включатся в нужное время и дадут подсказку.
- Финансовые потери от мошенничества – это не единственный ущерб, с которым сталкиваются пострадавшие. Есть еще и так называемые моральные издержки. Те, кто вовремя не распознал аферу и что-то потерял, и без того страдают, а масло в огонь подливают и близкие люди. Как справиться с осуждением, которого вряд ли избежать?
- Действительно, и родственники, и правоохранительные органы, куда мы обращаемся в первую очередь, могут лишь усугублять ситуацию. Не специально, но как-то все равно выскажутся: мол, сам виноват, слишком глупый или неосмотрительный. Подобного рода фразы заставляют пострадавшего человека испытывать вину за то, что с ним произошло. Вот такое перекладывание ответственности за произошедшее на жертву называется сейчас «виктимблейминг». И психологи, понимая природу таких реакций, настаивают на опасности этого явления.
Потому хочу предостеречь тех, кто пострадал от мошенников. Не допускайте своей повторной травматизации, это может быть опасно. Наоборот, нужно в первую очередь думать о том, как скорее прожить этот негативный опыт и что для этого нужно. Ведь в чем нуждается, например, раненый человек – в помощи, поддержке и защите. Но уж точно не в обострении его страданий. Потому в ответ просто озвучивайте то, в чем вы нуждаетесь. Так прямо и скажите: не поступай сейчас так со мной, мне и так сложно, а такими словами ты меня вводишь в еще более худшее состояние, я жду от тебя поддержки, а не нового нападения…
Этот инструмент, кстати, подойдет для многих ситуаций. Его суть заключается в том, что мы проговариваем с близкими и даем им осознать, что происходит и как они себя ведут.
Но это поможет, скорее, при случаях, когда потери не очень большие, когда произошедшее можно назвать жизненной неприятностью. Но вот когда люди теряют квартиру или вообще все семейные сбережения, то это будет непросто пережить – человек может замкнуться, впасть в депрессию, испытывать страх перед осуждением или затяжное горе. В итоге высока вероятность необратимых изменений в психике. Ведь если эта травма будет просто закапсулирована внутри, то она будет забирать силы, энергию и будет ухудшать качество жизни, постоянно напоминая о себе. Спасение - только хорошая психотерапия, когда с помощью специалиста жертва сможет отделиться от произошедшего и укрепить себя.
4 февраля 2022 года