Старый рояль, или Культурная сенсация: в изомузей в Ставрополе передали рояль производства J. Becker
Необычное начало нового года получилось в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств: здесь состоялась торжественная передача раритетного музыкального инструмента в фонды музея. Как полагают, этот кабинетный рояль старейшей в России фабрики фортепиано J. Becker (Санкт-Петербург; 1841-1918) принадлежал нашему земляку - Василию Ильичу Сафонову, знаменитому на рубеже ХlХ-ХХ веков пианисту, дирижеру, педагогу. Согласитесь, самая настоящая культурная сенсация! И вполне осязаемая, как можно убедиться, войдя в зал «Золотой коллекции» изомузея.
Инструмент передала в дар музею неравнодушная к культуре семейная пара - руководитель сети салонов красоты стилист Зося Лавник и ее супруг архитектор Юрий Резинько. Рояль несколько лет назад им передал друг семьи, известный деятель культуры, основатель и руководитель Музея музыкальной и театральной культуры в Кисловодске Борис Розенфельд.
- Мы познакомились и подружились с Борисом Матвеевичем как раз в тот сложный период, когда созданный им музей волею обстоятельств оказался закрыт, - вспоминает Зося Ивановна. - И вскоре рояль переехал к нам в Ставрополь. Несколько лет благодаря роялю по воскресеньям наш салон превращался в музыкальный. Но постепенно зрела мысль, что мы должны сделать этот инструмент с необыкновенной судьбой достоянием всего Ставрополя. А Борис Матвеевич, узнав, что мы хотим подарить инструмент музею, был просто счастлив и благословил нас на этот шаг. Именно здесь этому роялю место, чтобы он жил дальше. Для нас же большая честь передать реликвию музею.
Принимая дар, директор музея изоискусств Зоя Белая подчеркнула: имена самих Зоси и Юрия отныне занесены в книгу дарителей. У музея дарителей много, это и художники, и их наследники, чьи дары - неотъемлемая часть музейного фонда. Каждый такой экспонат имеет свою интересную судьбу, и эти истории очень любят слушать посетители музея, добавила Зоя Александровна. И резюмировала с улыбкой:
- Теперь уже кажется, что именно рояля этому залу и не хватало! Это действительно реликвия, потому что, по легенде, на этом рояле играл выдающийся деятель музыкальной культуры России Василий Ильич Сафонов. Его пребывание на Ставрополье, конечно, больше связано с Кавминводами, его имя носят филармония в Кисловодске, школа искусств, музыкальный колледж. Возвращение имени и вклада Сафонова в культурную жизнь нашего края произошло благодаря известному исследователю Розенфельду, собравшему большой объем материалов о Сафонове, в том числе и этот рояль, о котором мы знаем, что либо он мог принадлежать самому Сафонову, либо Сафонов мог играть на нем. Теперь он стал музейным предметом, и таким образом имя Сафонова и в Ставрополе определенным образом обозначено. Здесь, в интерьере старых картин, в интерьере старого искусства его окружает родная ему эпоха… Он будет постоянно находиться в зале «Золотой коллекции», в которой не практикуются большие собрания, это место скорее для камерных форматов. Здесь смогут встречаться любители классической музыки на небольшие филармонические встречи с беседами об истории нашей культуры. Со временем у нас появится связанная именно с ним программа, об этом еще предстоит думать. Дарители выразили пожелание каким-то образом в этом участвовать, и мы, конечно, найдем точки соприкосновения. Будут регулярные музейные четверги или пятницы с приглашением известных исполнителей… Словом, рояль начинает жизнь в новой обители. Одна из наших музейных задач - изучение истории предмета, для этого понадобится съездить в Кисловодск, встретиться с Борисом Розенфельдом, узнать дополнительные детали, значит, появятся новые сведения, факты, новые лица.
Итак, в этот вечер гости музея стали свидетелями поистине важного культурного события. Да и сам кабинетный рояль В. Сафонова - тоже своего рода свидетель и участник событий своей эпохи. Одним лишь своим видом он словно переносит нас в середину ХlХ века. Об истории такого распространенного ныне инструмента рассказала заместитель директора изомузея искусствовед Ольга Бендюк. Прежде чем попасть в музыкальную жизнь России, рояль проделал большой, в несколько веков, путь своего развития. И лишь в 1841 году в Петербурге появилось первое российское производство этого инструмента, основанное баварским подданным Беккером, его фабрике суждено было стать крупнейшей в России. (Германия к тому времени уже укрепила звание лучшего в Европе производителя рояля, сохраняемое ею до наших дней.) И вскоре рояли Беккера, как писали газеты того времени, по прочности и красоте работы ничуть не уступали европейским, превосходя последние силой и полнотой звука! У фабрики Беккера своя непростая судьба. Знаменитая марка в 20-е годы ХХ столетия прекратила существование, в 90-е годы попыталась восстать из небытия, но все же не устояла и окончательно обанкротилась, а уникальный бренд утрачен… Но для нас сегодня - и навсегда! - марка осталась в истории благодаря вот этому скромному инструменту, установленному в музейном зале.
Он по-настоящему ожил, когда зазвучала музыка цикла «Времена года» П. Чайковского, который блестяще исполнила солистка Ставропольской государственной филармонии, лауреат международного конкурса Ольга Козырева. Кстати, Петр Чайковский был близким другом Сафонова, именно он предложил Василию Ильичу возглавить Московскую консерваторию, и этот период стал одним из ярчайших в биографии Сафонова. А в 1906 -1909 гг. В.И. Сафонов руководил Нью-Йоркским филармоническим оркестром (концерты регулярно проходили в Карнеги-холле), а также периодически выступал с оркестром Лондонской филармонии. Под его управлением в Европе и США впервые прозвучали многие сочинения русских композиторов. Кроме того, в те же годы в Нью-Йорке Сафонов возглавлял Национальную консерваторию Америки...
Жизнеописание Сафонова в один вечер, конечно, не уложишь. Как уроженец станицы Ищерской из семьи казачьего генерала стал мировой знаменитостью, замечательным музыкантом, педагогом, дирижером? Вот судьба! О своем вхождении в эту историю поведал сам Борис Розенфельд в видеоинтервью, представленном участникам вечера. Маэстро в свойственной ему выразительной эмоциональной манере поведал о том, как ему довелось познакомиться с дочерьми Сафонова, какие поразительные факты открывались в ходе исследовательской работы… Как он все более убеждался: Сафонов внес неоценимый вклад в развитие музыкальной культуры на Ставрополье, в регионе Кавказских Минеральных Вод. Судьба В.И. Сафонова и членов его семьи в XX веке, как многих деятелей русской культуры, не принявших революционных перемен, сложилась трагично. Тем ценнее свидетельства личной, профессиональной и творческой деятельности ее представителей. Собранные по крупицам, сохраненные такими же подвижниками русской культуры, они поддерживают историческую память, восстанавливают культурные связи поколений.
Розенфельду удалось воскресить из забвения незаслуженно забытое имя, и в наши дни на Ставрополье это имя звучит в полную силу. А теперь зазвучит в полную силу старый рояль, к клавишам которого прикасалась рука гения. Как признался Борис Матвеевич, его заветной мечтой было сделать все, чтобы память о Сафонове жила на родной земле. И великое счастье, сказал он, что нашлись в Ставрополе люди, придавшие новый импульс жизни старого рояля. Голос рояля новыми нотками поведает новым поколениям о судьбе этого удивительного человека. Ведь сегодня он стал доступным самому широкому кругу людей, которые приходят и еще придут в музей.
…Пока шла встреча, известный живописец Евгений Кузнецов колдовал у мольберта, и к концу вечера была готова картина «по горячим следам», тут же подаренная художником музею на память о знаменательном событии. А трогательным завершающим моментом торжества стало исполнение в четыре руки на раритетном рояле, представленное Даримиром и Дмитрием Оспиными. Юному музыканту и его отцу удалось наглядно продемонстрировать то, о чем мечтал и Розенфельд: новая жизнь рояля началась!
Своего рода итог подвела гостья вечера доктор исторических наук, профессор кафедры философии, истории и теории искусств Академии русского балета им. А.Я. Вагановой (Санкт-Петербург), автор работ по истории и философии культуры Виктория Василенко:
- В этом чудесном арт-пространстве испытываешь чувство эстетического наслаждения. Нынешний год не случайно объявлен Годом сохранения культурного наследия, культура признана национальным приоритетом и фактором национальной безопасности. На примере ситуации с раритетным роялем мы увидели: культура - уникальный инструмент самосохранения общества, передачи не только культурных ценностей, но по сути - образа жизни. И еще мы увидели, что Ставрополь способен возродить свой исторический статус культурной столицы на Северном Кавказе.
В подтверждение музейщики пообещали: вокруг этого удивительного рояля обязательно будет происходить что-то интересное, потому что музейная жизнь может быть вовсе не скучной, не академичной, не занудной, как полагают некоторые...
21 января 2022 года