08:35, 16 ноября 2021 года

Ставропольцы продолжают жаловаться на банки, МФО и страховые компании

На Ставрополье продолжается комплекс мероприятий, приуроченных к Всероссийской неделе сбережений. И уже традиционным стало проведение круглых столов с участием регионального экспертного сообщества на наиболее злободневные темы в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. На этот раз удалось обсудить, какие проблемы остаются на ниве информирования и просвещения населения и какие меры позволят полноценно обеспечить финансовый ЗОЖ. Круглый стол был организован на площадке Северо-Кавказского федерального университета по инициативе министерства финансов края.

Открывая заседание, заместитель министра финансов СК Юрий Суслов подчеркнул, что защита прав потребителей является чувствительной в социальном плане проблемой. И что касается финансовых услуг, то зачастую именно владение полной информацией о них и понимание степени существующих рисков помогает потребителю принять взвешенное, а не импульсивное решение и не идти на поводу у маркетологов и рекламы. Но ситуация пока такова, что по некоторым вопросам найти релевантную и достоверную информацию, подготовленную профессионалами, непросто. В ином случае ее изложение является труднодоступным для обывателя и не позволяет ему реально понять, как нужно действовать в тех или иных условиях. Факт, что сложными для восприятия нередко являются и ключевые для сферы защиты прав потребителей документы, подготовкой которых занимаются госструктуры (например, Государственный доклад «Защита прав потребителей в Российской Федерации», ежегодно выпускаемый Роспотребнадзором).

И это, как прозвучало, одна из причин, что основные проблемы в защите прав потребителей на рынке финансовых услуг на протяжении многих лет остаются неизменными, констатировала замначальника профильного отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю Ольга Стрельникова. Потребители жалуются на агрессивное навязывание банками дополнительных финансовых услуг (чаще всего – страховок), искажение условий договора, ошибочное начисление неустойки. Кроме того, ставропольцев беспокоит неэтичное поведение компаний при урегулировании проблемной задолженности, «аппетиты» микрофинансовых организаций и др. Соответственно, требуется усиление работы на ниве финансового просвещения населения.

Тем не менее, ситуация в сфере информирования потребителей финансовых услуг и обеспечения их защищенности все же постепенно меняется. В частности, появляются цифровые сервисы, которые можно считать помощниками разумного финансового потребления, подчеркнул главный экономист экономического отдела краевого отделения Южного ГУ Банка России Виталий Кошелев. Он рассказал об онлайн-сервисе «Маркетплейс», созданном по инициативе ЦБ и позволяющем гражданам приобретать финансовые продукты от разных организаций на одной платформе в круглосуточном режиме.

«Маркетплейс», с одной стороны, открывает равный доступ пользователям к широкому спектру финансовых услуг 24 часа в сутки, вне зависимости от места нахождения. Плюс потребители могут быть уверены в безопасности сделок, так как все сведения о них попадают в специальный реестр. С другой – сервис формирует предпосылки для развития конкуренции на рынке и оптимизации финансовых сервисов.

Продуктовый ассортимент на начальном этапе включает банковские вклады и кредиты. В перспективе он будет расширен за счет страховых, инвестиционных и других финансовых продуктов. Для работы на платформе пользователю необходимо зарегистрироваться на ней один раз, после чего он может беспрепятственно приобретать финансовые продукты во всех подключенных к ней банках, страховых компаниях и так далее. Например, можно будет собрать в одну «корзину» на финансовой платформе несколько вкладов в разных банках и перевести деньги в один клик.

Юлия ПЛАТОНОВА