© Фото из архива Анастасии Шрамко.

Учитель русского языка и литературы лицея № 14 города Ставрополя Анастасия Шрамко уже давала интервью «Ставропольской правде» (№ 109 от 2 октября 2021 г.). Тогда педагог была в числе пятнадцати лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2021». На этот раз Анастасия ответила на вопросы «СП» в новом статусе. До победы в конкурсе ей не хватило совсем чуть-чуть, но она вошла в пятерку лучших учителей страны и стала советником министра просвещения России.

– Анастасия, что входит в ваши обязанности и полномочия?

– Я советник министра просвещения на общественных началах. В мои функции входит подготовка экспертных заключений, выработка рекомендаций, информирование министра образования и науки Российской Федерации о возможных позитивных и негативных последствиях принимаемых решений, оказание научной, методической помощи, а также подготовка и внесение предложений. На самом деле список длиннее, но это основные позиции.

Есть и обязательства. Я должна соблюдать установленный в министерстве порядок работы со служебной информацией, своевременно и качественно выполнять поручения главы ведомства. Значимо, что в статусе советника могу вносить предложения министру по вопросам, относящимся к его компетенции.

– В каких мероприятиях вы уже принимали участие в новом качестве?

– Я только начинаю работу в должности советника, мероприятия у нас только начинаются. Но, будучи лауреатами, мы участвовали в пресс-конференции с министром просвещения Сергеем Сергеевичем Кравцовым. В ходе этой конференции поднимались вопросы об одновременном ведении электронного и бумажного журналов – и вышел приказ о том, что журнал в школе должен быть один. Предложили ставить оценки за всероссийские проверочные работы в графу итоговой аттестации, аргументировали, почему это удобно. Кроме того, говорили и о сложностях календарно-тематического планирования, о чем министерство в курсе, конечно. В итоге в приказ добавили информацию и по этим вопросам.

Мы увидели, что министерство открыто для диалога, а это вселяет уверенность, что наша работа будет плодотворной.

– Как вы будете использовать свою новую должность во благо детей?

– Не только во благо детей, но и учителей, родителей, если коснется вопрос их. Я вижу роль советника в методически обоснованной, аргументированной трансляции голоса народа. Как учитель, как классный руководитель я, как никто другой, нахожусь в эпицентре рождения этих вопросов. И буду счастлива, если смогу помочь их решить.

– Если бы у вас были безграничные возможности, то как бы вы изменили систему образования? Какие бы новшества внесли? На чем бы сделали акцент?

– Если бы у меня были безграничные возможности, у меня было бы и в разы больше ответственности в том, как их применять. Ломать – не строить, и ломать легче. Продуктивные изменения происходят постепенно, они тестируются, корректируются, от каких-то отказываются, ищут новые. Это длительный процесс.

Первостепенной задачей стало бы сохранение кадрового потенциала. Нам нужны талантливые учителя, молодежь нужно привлекать в школу, значит, надо поднимать авторитет учителя. Волнует меня вопрос нагрузки, и нагрузки не только учителей, но и детей. Этот вопрос требует детального рассмотрения и, однозначно, каких-то решений по нему.

Система образования и сейчас меняется. Наша задача сегодня – помочь, направить в нужное русло. А значит, не молчать, но и не пустословить – давать обратную связь и предлагать решения.

– Не думали разработать собственный учебник по русскому языку или литературе?

– Над учебником не думала, но у меня есть собственная система оценивания, актуализации знаний. Мне уже говорили, что выйдет неплохое методическое пособие. Но я не думаю в этом направлении. Учебник – инструмент в руках учителя, не учитель. Может, мне не так мешают линейки учебников, потому что, если мне не хватает какого-то упражнения, я просто создаю его сама или беру из другого учебника.

Елена АЛЕКСЕЕВА

В новом статусе / Газета «Ставропольская правда» / 12 ноября 2021 г.