Традиционные краеведческие губернские чтения в Ставропольской краевой библиотеке им. М.Ю. Лермонтова задумывались как «живой календарь» юбилейных и памятных дат личностей, известных в дореволюционном Ставрополе. И этот календарь вновь дает хорошую пищу для размышлений о судьбах Отечества.

Нынешние юбиляры, коим и посвятили дискуссию, прославились в самых разных областях деятельности. Среди них военные и историки, архитекторы и художники. И чтения отнюдь не только обозначили основные вехи жизненного пути того или иного героя, но открыли нам удивительные грани каждой личности.

Так, трижды побывавший на Кавказе Д.А. Милютин не однажды вспоминает в своих дневниках о Ставрополе, людях, с которыми он здесь общался. Проживший долгую жизнь последний генерал-фельдмаршал Российской империи помимо трудов, выполненных по долгу службы, оставил любопытные дневники, мемуары. Ставрополь, по определению Милютина, был городом далеко не идеальным в плане благоустроенности, но однообразная и тихая жизнь здесь, как писал Дмитрий Алексеевич, «доставляла возможность усидчиво работать» над несколькими проектами. В один из приездов Милютин появился в Ставрополе с женой. Они общались с семьями других военных, посещали проводимые общественные собрания, балы. И первый ребенок семьи – дочь Елизавета родилась тоже здесь, и крестным отцом девочки стал небезызвестный генерал Гурко.

А вот еще одна знаменитая фамилия – Василий Александрович Потто. «Летописец Кавказских войн», «Нестор кавказских войск» известен читателям по множеству его трудов, хранящихся ныне в библиотечных фондах. Многотомные издания историй полков, двухтомник «Памятники времен утверждения русского владычества на Кавказе» и, конечно, «Кавказская война», «Два века Терского казачества», которые переиздавались в Ставрополе, достаточно знакомы разным поколениям. А вот жизнеописание и фото самого Потто встречается нечасто, но такие издания, к счастью, есть, как и редкий выразительный снимок В.А. Потто за работой. Книга «В память 50-летнего юбилея военно-литературной деятельности В.А. Потто» (Тифлис, 1909 г.) была с любовью издана почитателями таланта В.А. Потто. Издание в роскошном кожаном переплете исключительно подарочное, содержит указание о том, что для продажи (!) не предназначено.

Судьба художника и педагога Василия Ивановича Смирнова, музей-усадьба которого в Ставрополе привлекает внимание горожан и гостей города, складывалась непросто, порой драматично. Талант его как художника проявлялся не только в картинах, написанных в разное время. Горожане могли оценить масштаб его дарования по внушительным декорациям, выполненным им к операм В. Беневского на сцене Ставропольской гимназии. А еще все, кто когда-либо встречался в жизни с этим человеком, отмечали, насколько это был одаренный педагог, дававший академические знания гимназистам, не забывавший своих учеников и потом, когда, выйдя из гимназии, они учились дальше. Яркий пример тому – один из известнейших его воспитанников Коста Хетагуров. Большого сердца человек, Смирнов был отцом большой семьи, заботливым и внимательным. Семью надо было обеспечивать, и до преклонных лет В.И. Смирнов работал преподавателем, устраивал рисовальные вечера у себя на дому.

Василий Иванович Смирнов.

Василий Иванович Смирнов.

В отличие от других юбиляров года, о предпоследнем губернаторе Ставропольской губернии Вячеславе Мечиславовиче Янушевиче почти нет литературы. Только отдельные статьи в общих сборниках, статья в «Ставропольских епархиальных ведомостях» о прощании духовенства с четой Янушевичей, отбывающей из Ставрополя. Между тем, как сообщил на чтениях профессор СКФУ Н. Судавцов, время пребывания на посту этого человека было отмечено большими социальными переменами. Именно в эти годы в губернии стало действовать земство, а это новые больницы, школы, библиотеки, многие другие блага для народа. Кстати, на корешках или верхних крышках ряда изданий имеются тисненые золотом суперэкслибрисы «Янушевич», есть в Лермонтовке и несколько книг с дарственными надписями авторов. Поляк по национальности, Янушевич так организовал свою деятельность, что не были ущемлены никакие народы и конфессии, за что все они были благодарны губернатору.

Девиз деятельности архитектора Григория Павловича Кускова можно выразить в словах «Польза, прочность, красота». Выступление на чтениях о разнообразной и непростой судьбе этого человека было похоже на заочную увлекательнейшую экскурсию. Посудите сами: дом губернатора и Андреевский собор, мечеть и мельница Гулиева в Ставрополе. Хурул и пять мечетей по губернии… За сооружение культовых зданий Кускова называли «церковным архитектором». Сохранился и дом Кускова, судьба которого необычна, полна трагизма, имеет оригинальное продолжение и заслуживает особого разговора.

Григорий Павлович Кусков.

Григорий Павлович Кусков.

Прямое отношение к настоящему времени имеет творчество народного академика архитектуры Андрея Никитовича Голуба. Лепщик по профессии, он участвовал в создании лепных украшений основного здания Лермонтовки и Главпочтамта, реконструкции (по сути, новом строительстве) Соборной лестницы на Крепостной горе и фонтана на проспекте К. Маркса. О том, как работал мастер, написано пока не очень много. Ценность в том, что исследователи встретились с сыновьями А.Н. Голуба, с его соратниками. Так и создается история уже прошлого, ХХ века.

Объединили эти славные имена наши Третьи краеведческие губернские чтения, позволившие участникам еще раз обратиться к замечательным страницам истории, иллюстрированной портретами из плеяды достойных.

Из плеяды достойных / Газета «Ставропольская правда» / 9 октября 2021 г.