Станичники ставропольской станицы Галюгаевской два века бережно хранят народную традицию
В станице Галюгаевской Курского района состоялся традиционный «обещанный праздник». Отмечают его станичники каждый год в день памяти преподобного Афанасия Афонского, вспоминая о чудесном избавлении своих предков от чумы, которая свирепствовала по Северному Кавказу в конце XVIII - начале XIX века. Пик эпидемии пришёлся на 1804-1807 годы. Именно с этим периодом связано народное предание о смертоносной эпидемии и чудесном избавлении от неё.
Предание гласит, что когда чума унесла многие жизни и не осталось у казаков надежды на спасение, из Моздока в Галюгаевскую был приглашён священник. В день памяти преподобного Афанасия Афонского (5/18 июля) он освятил воду в находившемся рядом со станицей колодце. Эта вода и спасла станицу от «страшного помора». Тогда галюгаевцы дали Богу обещание помнить и чтить святого Афанасия. Традиция почитания этого дня поддерживалась даже после того, как в ХХ веке власти закрыли и разрушили храм, а колодец засыпали: верующие собирались по домам и за накрытыми столами вспоминали события далёких лет.
В начале 1990-х после открытия в станице храма в честь святого великомученика и победоносца Георгия в «обещанный праздник» (обещанный по обету) в нём стала совершаться Литургия, после которой прихожане крестным ходом отправлялись к месту, где когда-то находился святой колодец. Весной 2015 года были предприняты поиски старого колодца, которые увенчались успехом. Освободив от земли деревянный сруб, галюгаевцы не только дошли до воды, но и нашли в нём старинный кинжал, деревянное ведро и часть цепи от колодезного «журавля». Позже был обустроен новый колодезный сруб, приведена в порядок прилегающая территория. Колодец вновь стал служить станичникам, а в дни «обещанного праздника» к нему совершаются крестные ходы.
Традиция продолжилась и в 2021 году. Настоятель станичного Георгиевского храма иерей Вячеслав Заев совершил Божественную литургию, затем все во главе со священником крестным ходом отправились к колодцу. Отец Вячеслав, зачерпнув из него воды, окропил ею станичников, а затем крестный ход возвратился в храм, и там состоялся «водосвятный» молебен. Завершился «обещанный праздник» совместной трапезой, которая была устроена под сенью деревьев в церковном дворе.