Гюльчатай не откроет личико любопытным
В Госдуму РФ внесен законопроект, предусматривающий серьезные штрафы за необоснованное требование персональных данных граждан. Новации ударят по карману в первую очередь ретейлов (крупные торговые сети) и интернет-магазинов, которые любят собирать у потребителей своих услуг адреса, в том числе электронные, номера телефонов, данные водительских удостоверений и другие персональные сведения - причем в добровольно-принудительном порядке, под угрозой отказа в заключении договоров. Теперь за такой «шантаж» предложено наказывать рублем. Комментирует новации известный в нашем регионе эксперт Роман Савичев, Герой труда Ставрополья, генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ».
- Обработка персональных данных — это болезненная тема для многих государств, не только России, - отмечает Роман Савичев. - Думаю, что никому не нравятся «внезапные» звонки банков и магазинов, предлагающих товары и услуги, и даже тех организаций, с которыми вы никогда не имели дела. Реагируя на жалобы граждан, власти приняли закон «О персональных данных», который однако носит базовый характер и, как показала жизнь, нуждается в различных корректировках. Очередные поправки в этот нормативный акт приняты в начале 2021 года. Интернет-сайтам теперь запрещено обрабатывать персональные данные граждан без их согласия. Более того, граждане получили право требовать от операторов удаления сведений о себе. Поправки гласят: если человек разрешил оператору использовать персональные данные, то в соответствующем документе должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, а также цель обработки сведений и, по желанию, - контактная информация. Кроме того, заявитель может указать срок, в течение которого будет действовать разрешение.
Эти поправки, безусловно, важны, однако вряд ли они смогут кардинально повлиять на криминальную статистику в сфере использования персональных сведений. Если говорить о масштабах России, то за прошлый год «утекло» около 100 миллионов записей персональных данных и платежной информации. Есть такой сервис DLBI, и по его сведениям, чаще всего под следствие за хищение «персоналки» граждан попадают нечистые на руку работники операторов сотовой связи и продавцы салонов связи. Может быть потому, что зарплаты у них относительно не большие, а соблазн обогатиться здесь и сейчас — велик. Они торгуют услугами «пробива» - передают заинтересованным лицам информацию о звонках и СМС, клонируют сим-карты по заказу преступников. В результате в прошлом году зарегистрирован рост хищения денег с банковских счетов, цифровых активов, например, криптовалютных кошельков, а также доменов, имеющих солидную аудиторию в соцсетях. И кстати, некоторые персональные данные граждан — о чем нельзя забывать — используются сегодня для оформления кредитов, налоговых вычетов и пособий. Из всех этих откровенно криминальных деяний продажа персональных сведений маркетологам и рекламщикам можно считать детской шалостью.
В делах, направленных в суд из-за утечек данных, печально лидируют сотрудники операторов и магазинов сотовой связи. Их доля в 2020 году составила 67 процентов. Конкуренцию им составляют банкиры и госслужащие, но кража ими «персоналок» и служебной информации, по понятным причинам, редко становится предметом разбирательства в суде — проблемы решаются в узком кругу. И есть еще одно «ноу-хау», которое стремительно развивается в последние годы: если обратиться к форумам даркнета, то можно найти сведения примерно о пятидесяти функционирующих в России магазинов «пробива», на каждый из которых трудятся многочисленные инсайдеры. Черный рынок процветает — есть спрос, есть и предложение. Однако наказание за незаконный сбор и распространение персональных данных, которое регламентируется Уголовным кодексом, как правило, ограничивается 300-тысячным штрафом и редко — лишением свободы до четырех лет.
В ряду проблем, связанных с персональными данными, особое место занимает порочная практика предприятий — особенно ретейлов и интернет-магазинов, которые незаконно требуют у граждан номера телефонов и водительских удостоверений, адреса электронной почты, ИНН и так далее. А в случае отказа — закрывают им доступ к программам лояльности и скидок, к заключению различных договоров. Например, многие из россиян наверняка сталкивались с необоснованным любопытством организаций, распространяющих карты. Но есть основания полагать, что с этой практикой вскоре будет покончено и, если перефразировать цитату из популярного фильма, - Гюльчатай больше не откроет личико любопытным. Потому что в Госдуму внесен законопроект о поправках в Кодекс об административных правонарушениях, в статью 14.8, устанавливающую санкции за нарушения прав потребителей. После принятия закона — отказ заключить договор с клиентом, который не желает предоставить свои персональные данные, будет караться штрафом. Для должностных лиц он станет составлять от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, а для юридических - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.