© Фото: pixabay.com

С каждым годом все более непростой становится проблема выбора профессии. С одной стороны – век высоких технологий толкает молодежь к более детальному познанию информационных технологий, с другой – есть подростки, которые все же хотят в будущем работать в системе «Человек-человек».Эксперты считают, что для абитуриентов из второго лагеря одним из лучших вариантов может стать обучение психологии. О том, почему стоит обратить внимание именно на эту область знаний рассказала заведующая кафедрой общей и прикладной психологии Северо-Кавказского федерального университета Ирина Белашева:

«Сегодня «психолог» – одна из наиболее актуальных и популярных профессий. Она входит в «Атлас новых профессий 3.0», разработанный Агентством стратегических инициатив совместно со специалистами из «Сколково» (в «Атласе» рассказывается об актуальных для России специальностях на ближайшие десятилетия – Авт.). По данным proprof.ru в 2020 году профессия психолога вошла в пятерку самых востребованных. Этому способствуют и развитие научных психологических исследований, и формирование запроса на психологические услуги от населения, системы здравоохранения, образования, правоохранительных структур и других организаций».

По словам заведующей кафедрой, сегодня психолог может заниматься не только привычной консультативной деятельностью, но и научно-исследовательской. У общества на это есть запрос. Но, как в любой профессии, в деятельности психолога есть свои нюансы, которые нужно четко понимать, прежде чем поступать на обучение.

«Конечно, от людей нашей специальности требуются соблюдение важного принципа «Не навреди!» и безусловное следование профессиональной этике. Деятельность в сфере психологии подразумевает со стороны самого психолога работу над собой, в том числе прохождение личной психотерапии для повышения уровня осознанности, снижения внутренних противоречий. Эта профессия предполагает регулярность получения дополнительного образования, повышения квалификации», – считает Ирина Белашева.

К слову, в СКФУ есть возможность совмещения работы и учебы.Так, на магистерской программе «Психологическое консультирование» предусмотрена очно-заочная форма обучения. Лекции, лабораторные и практические занятия там проходят в вечернее время в университете. При этом подразумевается, что магистрант много времени уделяет самостоятельной работе.

«Хочется обратить внимание будущих студентов на единую для всех профессий закономерность: вы успешны в том виде деятельности, которая вам интересна.Еще один момент, мы обучаем психологов, которые с первых дней своей профессиональной деятельности должны быть готовы работать с психологическими проблемами клиентов, не получивших разрешения в семье, в школе, в трудовом коллективе. Поэтому обучение у нас в университете построено на практико-ориентированном подходе», – пояснила завкафедрой.

В вузе учат, какую диагностику провести, как дать инструкцию, как фиксировать ответы, как строить взаимодействие с клиентом, сколько времени отвести на диагностику, как интерпретировать полученные данные, как реагировать на нестандартные действия и ответы клиента. Этот длинный список – далеко не полный круг задач, отрабатываемых в ходе обучения.У студентов уже на этом этапе должна установиться реальная связь между содержанием учебных курсов, получаемыми знаниями, умениями и будущей профессиональной деятельностью, будущей практикой. Поэтому преподавание психологических дисциплин строится таким образом, чтобы вооружать студентов знаниями, которые они могли бы приложить к анализу самих себя, личных психологических задач.