11:53, 28 мая 2021 года

Чтобы нервы не шалили: как работают сотрудники неврологического отделения 3-й горбольницы Ставрополя

«Все болезни от нервов» - в этом известном афоризме не так уж велика доля шутки. И это понимают даже люди, далекие от медицины.

Мировое бремя болезней

Исследование «Мировое бремя болезней», проведенное несколько лет назад в 188 странах нашей планеты, показало, насколько актуальна проблема борьбы с неврологическими заболеваниями. Именно они занимают печальное первое место среди причин инвалидности. Да и среди причин смертности неврология – в первых рядах.

Российская лечебная динамика в этом исследовании была признана положительной, однако пока мы находимся всего лишь на 103-м месте мирового рейтинга.

Жизнь на эмоциях

- Безусловно, современная медицина не в силах полностью излечивать неврологические заболевания, - говорит заведующий неврологическим отделением 3-й городской больницы Ставрополя врач высшей категории Михаил Геворков. - Однако вернуть человека к полноценной жизни, добиться значительного улучшения, порой буквально поставить его на ноги, – возможно.

Сегодняшнее огромное количество людей с неврологическими заболеваниями – это проблема и социума, и каждого из нас. Жизнь в постоянном, почти непрерывном стрессе стала настолько обыденным явлением, что многие просто не придают этому серьезного значения. Однако ежедневные стрессы вызывают выброс гормонов, например адреналина и нор-адреналина, что неизбежно приводит к спазмам сосудов. А это уже реальная почва для развития сосудистых и иных неврологических заболеваний.

Можно сказать, что современный человек буквально «живет на эмоциях». И это большая проблема. Поэтому сотрудники неврологического отделения 3-й городской больницы Ставрополя ежедневно на протяжении многих лет имеют дело вот с таким печальным результатом нашей обычной стрессовой жизни. И, несмотря ни на что, помогают вернуть здоровье многим жителям краевого центра.

Почему помолодели хвори

Через отделение проходит более полутора тысяч пациентов в год. Есть плановые больные, которые поступают по направлениям из поликлиники, и есть те, кого привозят на «скорой». Диагнозы разные, их можно разделить на несколько категорий: сосудистые заболевания головного мозга, последствия инсультов, проблемы позвоночника, болезни двигательного нейрона, невриты. Есть категория узконаправленных пациентов – с миастениями (заболеваниями нервно-мышечного аппарата), рассеянным склерозом, полинейропатиями. Есть пациенты с дистонией – это заболевание приводит к нарушению тонуса мышц, когда люди не могут контролировать свое тело.

В отделении можно встретить немало людей пожилого возраста, однако молодых пациентов с каждым годом становится все больше. Раньше 20-летний больной был исключением. А сейчас – нет. С каждым годом становится все больше 20-30-летних больных, не говоря уже о 40-50-летних пациентах. Прирост в последнее время, по словам Михаила Геворкова, дают и выросшие до 18 лет (именно с этого возраста принимают в неврологии третьей горбольницы) дети с ДЦП. Вот и работает отделение в режиме повышенной нагрузки. За год небольшое отделение в 55 коек должно по плану пролечить 1255 больных. По факту последние годы получается 1700.

Инсульты тоже «помолодели». К сожалению, они также настигают людей трудоспособного возраста. И задача врачей – как можно эффективнее помочь всем им вернуться к нормальной, максимально здоровой жизни.

Врачебная тайна

Мы все пытались докопаться до этой самой врачебной «тайны»: как коллективу удается работать так эффективно? Не секрет, что есть стандарты – протоколы лечения всех болезней, в которых четко прописано, какие препараты в каком количестве должен получить пациент с той или иной хворью. Все вроде у всех одинаково, а результаты у лекарей разные. В неврологическом отделении ставропольской «тройки» они как раз на высшем уровне этой «разности»: и по количеству пролеченных, и по качеству оказания врачебной помощи. А может, лекарства новых поколений помогают?

Оказалось, что нет в результатах врачей-неврологов никакой тайны. Нужно просто лечить.

- Срабатывает сразу много факторов, - утверждает Михаил Геворков, - и опыт, и стандарты, и лекарства, и отношение к больным.

Ему стоит верить, ведь Михаил Геворков, выпускник Краснодарского медицинского института имени Красной армии, возглавляет неврологическое отделение с октября 1988 года.

Анна Карамова, врач высшей категории, в отделении работает 27 лет. И тоже не знает особых секретов, кроме любви к профессии и больным. Она считает, что сегодняшние достижения – результат усилий на пути в несколько десятков лет, по которому шел весь коллектив. Сейчас каждый врач, медсестра, санитарка и все другие сотрудники отделения точно знают, что и как делать. Только хорошо и ответственно!

Марина Гочияева, врач высшей категории, в отделении работает 20 лет, даже пошутила:

- Вы что, шаманство у нас ищете? Так нет его. Есть дело. После поступления нового больного врач придет к нему на обход через 10, максимум – 15 минут. Вы часто с таким подходом сталкивались в других больницах?

Мы честно ответили, что нет. А из модных высокотехнологических новшеств в неврологическом отделении есть только ботулинотерапия, которая отлично помогает, например, при дистониях, разного рода спазмах, спастической кривошее, постинсультной спастичности.

Не закрывались ни на день

Коллектив неврологического отделения 3-й городской больницы небольшой и за исключением заведующего женский. Почему-то так повелось – на эту специальность идет мало мужчин. Они чаще выбирают, например, хирургию, реанимацию. А неврология – вроде как более спокойная, «женская» работа. Хотя разве может быть медицина спокойной?

Трудных ситуаций меньше не становится. Прошедший год после появления COVIDa вообще стал для всех медиков в мире «фронтовым». Пандемия перевернула привычный уклад жизни. Одни медицинские отделения перепрофилировались, другие закрывались… А ведь обычных больных в пандемию не стало меньше. Никуда не делись и все прежние неврологические диагнозы.

Неврологическое отделение «тройки» – наверное, единственное в крае – продолжало штатную работу весь 2020 год, не закрываясь ни на день, продолжает и сейчас. Более того, принимало дополнительных пациентов из тех отделений, которые из-за пандемии в силу каких-то причин их принять не могли. Штатная работа – результат не какого-то везения, а строгих, не побоимся этого слова, драконовских мер по соблюдению противоэпидемических мероприятий: жесткий карантин, регулярное обследование персонала и так далее, и тому подобное, что санэпидемиологи прописали.

Что спасает мир

Наверное, можно и нужно рассказывать о каждом из сотрудников этого отделения. Но начать правильнее все-таки с заведующего - Михаила Геворкова.

«Он очень внимательный и мудрый человек, врач, который обладает огромным опытом, - рассказывают сотрудники отделения. – Возьмет трубку, даже если мы звоним глубокой ночью. Всегда поможет разобраться в трудной ситуации».

Знаете, во сколько приходит на работу завотделением Геворков? В 6.30. Приходит, между прочим, пешком. В любое время года. Утреннее время – самое спокойное, можно разобраться с бумагами, заполнить истории болезней. С семи он уже консультирует и принимает пациентов. С восьми – обычный рабочий день, как у всех – начинается такая круговерть, что не до бумаг.

И в семье процедурной медсестры Марины Кабанковой (она работает в неврологическом отделении 18 лет) медиков тоже не было. Зато она точно знала, что будет лечить людей. В детстве ее пациентами были все родственники и соседские кошки и собаки. Так что, еще не окончив ставропольский медицинский колледж, подрабатывала в отделении санитаркой. Теперь Марина медсестра такого класса, что еще поискать! Ни одного укола больные не чувствуют.

- А что бы вы хотели изменить в отделении, если бы могли? - спрашиваем у Марины.

- Много бы чего хотела, - отвечает задумчиво, - ремонт, например, но больше всего - провести сигнализацию, чтобы, когда капельница заканчивалась, человек мог нажать кнопку звонка, а я его услышала. Всем было бы хорошо. Пока только на крике и работаю.

А вот работа старшей медсестры в отделении пациентам почти не видна – Амалия Погосян, несмотря на внешнюю хрупкость, строго контролирует работу подчиненных, ведет учет медицинских инструментов, медикаментов, перевязочного материала.

Люди и… люди

- Для нас, врачей, нет праздников и выходных. Отделение - это живой организм, а он работает всегда, - говорит врач Марта Манасян.

Да, в том числе и ночью. Всегда на своем посту в отделении дежурные врачи Ольга Васильченко и Екатерина Федоренко.

Конечно, лечение – это самое важное. Но оно зависит не только от врачей, но и медицинских сестер, каждая из которых работает с полной отдачей. Однако в больнице должно быть еще и чисто. Неврологическое отделение в этом плане – одно из лучших. Коридоры, палаты, столовая – не у каждой хозяйки дома такая чистота! А обеспечивают ее младшая медсестра Татьяна Спицына и уборщик Наталья Титкова и другие.

А самая добрая, как нам показалась, в отделении сестра–хозяйка Донара Петросян. Здесь она всего три года. Всегда улыбается, несмотря на невеликую зарплату, на тяжелую в чисто физическом плане работу.

- Я всем желаю добра, - говорит Донара, - если людям будет добро, то и мне будет хорошо.

К сожалению, не всегда медики получают адекватный отклик на свой непростой труд. Пациенты, которых научили юристы, журналисты, стали относиться к мед-работникам, как к обслуживающему персоналу. Поэтому порой, почувствовав себя легче, получив реальное улучшение, вместо благодарности могут начать требовать каких-то льгот, просто вести себя по-хамски.

И это тоже проблема нашего социума. Есть о чем задуматься. Ведь здоровье физическое невозможно без нравственного.

Вероника ЧУРСАНОВА.
«Чтобы нервы не шалили»
Газета «Ставропольская правда»
28 мая 2021 года