На Ставрополье в рамках национального проекта «Демография» успешно реализуется региональный проект «Старшее поколение». Для этого повсеместно вот уже третий год внедряется система долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами, которую осваивают и применяют специалисты центров и стационарных организаций социального обслуживания населения.

Эта программа направлена на улучшение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться в силу заболеваний, травм, возраста или наличия инвалидности. Индивидуальный подход, профилактика заболеваний, обучение родственников правильному уходу стали основными направлениями работы данного пилотного проекта в крае.

Повышению качества предоставляемых социальных услуг содействует сформированный в крае комплексный подход к подготовке кадров в системе долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающий обучение персонала организаций социального обслуживания по нескольким направлениям. Подготовку осуществляет подведомственное министерству труда и социальной защиты населения СК образовательное учреждение – Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников социальной сферы.

– Наша задача – готовить кадры для внедрения системы долговременного ухода, – говорит директор центра доктор экономических наук Ксения Багмет. – Работа идет по нескольким основным направлениям. Первостепенное внимание – освоению современных технологий ухода в надомном и стационарном обслуживании. В надомной форме заняты соцработники и сиделки, составляющие основной контингент наших слушателей. Помимо этого обучаем специалистов стационарных психоневрологических интернатов, геронтологических центров. На занятиях в центре они обучаются навыкам ухода с использованием технических средств реабилитации. Сегодня в помощь соцработнику предлагается целый арсенал средств: от так называемых скользящих простыней и досок до специальных поясов для перемещения маломобильного человека, новых технологий, например, подъема с пола с помощью инвалидного кресла или с помощью принципов кинестетики. Все это значительно облегчает труд соцработника, которому уже не нужно поднимать клиента, что называется, «на себе», да и получателю услуг комфортнее.

Еще одно важное направление – обучение психологов и реабилитологов, которые работают с родственниками маломобильных граждан и непосредственно с самими пожилыми людьми. Практика давно показала необходимость профессионального психологического сопровождения граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе с когнитивными нарушениями, как и необходимость соответствующей работы с родственниками. Зачастую, столкнувшись с серьезным заболеванием пожилого родственника, семья оказывается не готова к новым обстоятельствам. Таким образом, поскольку технологии ухода направлены не только на клиентов, в центре идет обучение специалистов этим навыкам. Среди слушателей курсов и психологи, работающие в центрах социального обслуживания населения.

Система долговременного ухода строится по принципу межведомственного взаимодействия министерства труда и социальной защиты населения и министерства здравоохранения края. Например, из больницы выписывают человека с переломом шейки бедра, он нуждается в социальном уходе, учреждение здравоохранения передает информацию в районный центр соцобслуживания. Соцработник выходит на адрес и принимает этого пациента. Вот тогда-то и пригодятся новые знания.

К процессу обучения центр привлекает разных специалистов – врачей-гериатров, врачей-психиатров, врачей скорой помощи, специалистов аварийно-спасательной службы. Девяти-дневный курс обучения очный, с полным отрывом от работы, проходит в Ставрополе. В обучении обязательно участвуют специалисты министерства труда и социальной защиты населения края, которые знакомят слушателей с концепцией внедряемой системы, ее нормативно-правовой базой, документацией по оформлению услуг. Поскольку проект пилотный, возникает много проблемных вопросов, ведь соцработник и сиделка непосредственно сталкиваются с этими проблемами в процессе работы. Их вопросы и предложения учитываются специалистами минтруда.

– В специально оборудованных тренировочных комнатах центра ведут обучение ведущие тренеры по уходу, прошедшие подготовку в Москве на базе благотворительного фонда помощи гражданам пожилого возраста «Старость в радость», – рассказывает Ксения Багмет. – Этот фонд выступил идейным вдохновителем внедрения системы долговременного ухода в России в рамках нацпроекта «Демография». В первый год реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода в Ставропольском крае при методическом сопровождении фонда было обучено 164 специалиста – тренеры по уходу, типизаторы, преподаватели школ ухода. В их числе сотрудники Петровского и Предгорного центров соцобслуживания, которые теперь выступают уже в роли преподавателей. Важное пре-имущество проекта: центры соцобслуживания на местах приобрели необходимое оборудование, которое сначала осваивают слушатели курсов на тренировочных занятиях. Несведущему человеку могут показаться простыми технические средства реабилитации, а без них сегодня просто невозможно оказание качественных услуг по уходу.

А как полезны занятия врача-психиатра, объясняющего не только особенности каждого психиатрического заболевания, но и приемы правильного взаимодействия с такими клиентами! Обязательная часть учебной программы – отработка навыков первой и паллиативной помощи. Рассматривается профилактика контрактур (ограничение движений в суставе), пневмонии, опстипации (затрудненной дефекации) – все эти знания необходимы соцработнику в ситуации, когда он ежедневно в течение нескольких часов ухаживает за больным человеком. Но он уже знает, какие манипуляции нужны этому клиенту. Словом, роль и функции соцработника заметно усложнились, при том что много новинок появилось ему в помощь.

– Да, повышаются требования к квалификации, уровню знаний. И это очень хорошо, ибо речь идет о качестве предоставления услуг, – поясняет К. Багмет. – Это как раз главная наша задача – через подготовку кадров повышать качество предоставления услуг. Мы все работаем на одну цель – реализацию регионального проекта «Старшее поколение». Наши «курсанты» после обучения выходят в жизнь по-настоящему заряженными, мотивированными, они уже глубже понимают, как нужна и важна их работа.

Учебные программы центра обязательно затрагивают и вопросы профилактики профессионального выгорания. Ведь соцработники очень этому подвержены, что особенно проявилось в период ковида, когда они работали буквально на износ, часто бесплатно развозили продукты, дополнительно ходили за лекарствами, то есть были волонтерами, помимо основной своей работы. В специально оборудованном психологическом кабинете классный психолог проводит тренинги по профилактике профвыгорания. Этому предшествует предварительное тестирование, а потом уже индивидуальная точечная работа с каждым. Психологическая нагрузка на соцработника очень велика, ему приходится общаться с непростыми клиентами, порой с когнитивными расстройствами, с расстройствами психики… Какие нервы нужно иметь, чтобы все это выдержать! На помощь приходит специально подобранный психологический инструментарий, метафорические ассоциативные карты и многое другое, используемое на практических занятиях. Весь курс обучения в центре построен исключительно на практике.

Затрагиваются и вопросы профилактики стигматизации – агрессии и насилия в отношении пожилых. Не секрет, что, если в семье долгое время находится тяжелый больной, родственники раздражены, устали от напряжения, они тоже психологически выгорают. А приходящий в их дом соцработник имеет на них определенное влияние. В Ставропольском крае в числе первых в России стали учить соцработников профилактике среди родственников, эта функция теперь прописана и в новом профессиональном стандарте соцработника. В целях повышения коммуникативного потенциала получателя социальных услуг соцработник должен учить человека правильно общаться, предлагать ему досуговые услуги, создавать эмоционально положительный фон, делая его жизнь достойнее, даже если это немобильный клиент.

В этом направлении хорошим подспорьем стали вебинары, проведенные с коллегами из Волгоградской области, признанной лидером по эффективности внедрения системы долговременного ухода. Волгоградские специалисты проводят обучающие вебинары по организации центров дневного пребывания, делятся своим опытом, представляют инновационные технологии. Это особенно ценно для специалистов отдаленных районов края, которые, не выезжая далеко, учатся всему новому и применяют на практике.

Учебный курс очень интенсивный, приводящий иногда к парадоксальным результатам. Бывало, после учебы некоторые соцработники приходили к решению, что это не их профессия, что, придя в эту сферу, человек, что называется, не рассчитал своих сил. Правда, процент таких очень невелик, основная часть уезжает с курсов, наоборот, с желанием работать лучше. Большинство признаются, что учеба придала им силы! Ранее они действовали часто на интуитивном уровне, их не учили правильно разрешать трудные ситуации, не поддаваться агрессии несмотря на усталость.

Уникальным можно назвать еще одно направление работы центра: Ставропольский край пока единственный в России, где налажено обучение контролю качества услуг, предоставляемых в системе долговременного ухода. А контролировать нужно. Ведь можно вложить немало средств в реализацию проекта, а клиенты на выходе могут не почувствовать, что что-то изменилось к лучшему. Такого рода учеба организуется для заведующих стационарными отделениями и заместителей директоров центров соцобслуживания, курирующих внедрение системы долговременного ухода. Текущий контроль позволяет отслеживать, например, работу пунктов проката технических средств реабилитации, созданных также в рамках регионального проекта «Старшее поколение». Пункты проката выручают в экстренных случаях, давая возможность бесплатно пользоваться этим оборудованием, не дожидаясь, пока клиент через какое-то время приобретет его в личную собственность через фонд социального страхования.

Все большую привлекательность получают в крае школы ухода для родственников, созданные в каждом центре соцобслуживания. Центр обучает преподавателей этих школ, которые затем обучают родственников клиента пользоваться современными средствами ухода. За два года прошли подготовку уже более 80 преподавателей школ ухода для родственников.

Сегодня образовательным процессом охвачены все стадии внедрения системы долговременного ухода.

На очередном занятии в центре довелось наблюдать, как слушатели курса – соцработники из Изобильненского, Буденновского и Петровского районов – отрабатывали процедуру использования так называемой скользящей простыни. Вела занятие Елена Николаевна Жильникова из Петровского района, она одна из тех, кто прошел стажировку в Москве на базе фонда «Старость в радость». Глядя на то, как ловко пользуются «курсанты» новинками, думаешь, а ведь очень умный человек это все придумал. И насколько проще, удобнее стало теперь помогать маломобильному человеку. А в коридоре центра вниманию обучаемых – большой набор всевозможных методичек, которые по сложившейся традиции сюда привозят со всего края. И можно сразу увидеть, в каком районе какими формами работы занимаются наиболее успешно, интересно, эффективно.

В 2020 году в условиях пандемии реализация учебных программ была прервана с марта по июнь, однако уже в августе по согласованию с министерством труда и соцзащиты населения СК, с соблюдением всех мер безопасности, занятия возобновились. Потому что удаленно всем приемам работы обучить невозможно, пояснила К. Багмет: обучаемому важно под присмотром преподавателя попробовать сделать все своими руками.

Перед центром поставлена большая задача: для полномасштабной реализации системы долговременного ухода необходимо обучить всю армию социальных работников края – около 8 тысяч человек. За три года через курсы прошли примерно полторы тысячи соцработников, задействованных в реализации регионального проекта «Старшее поколение», в том числе более 30 психологов, реабилитологов, инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре, около 100 заведующих отделениями и замдиректоров по направлению «контроль качества предоставления услуг». А когда обучение пройдут все, далее планируется раз в три года приглашать их на повышение квалификации, давая еще более глубокие знания.

Опыт работы пилотных регионов показал, что обучение сотрудников организаций социального обслуживания населения кардинально меняет не только качество работы, жизнь их подопечных, но и само отношение персонала к своему труду.

– В первую очередь берем тех, кто обеспечивает уход именно маломобильных клиентов, – говорит К. Багмет. – А наряду с расширением охвата соцработников встает еще задача укрепить доверие к техническим средствам реабилитации, которых некоторые клиенты чисто психологически побаиваются. Но уже сейчас мы видим, что доверие это растет, люди начинают понимать, как это безопасно, комфорт-но и для работника, и для клиента.

Кроме всего перечисленного центр, выполняя государственное задание краевого министерства труда и социальной защиты населения, ежегодно обучает специалистов отрасли по разным направлениям повышения квалификации. Для чего разработано около 150 учебных программ. На договорной основе центром организуется дистанционное обучение специалистов 22 регионов РФ, география охвата очень широка – Камчатка, Сахалин, Мурманск, Коми, Амурская, Вологодская и другие области…

– Региональный проект «Старшее поколение» очень важен, как и вся система долговременного ухода, – подытоживает Ксения Багмет. – Внедряя ее, общество фактически думает о своей старости. А социальным работникам и профессионально интересно повысить компетентность. Всех, кто участвует в проекте, вдохновляет благородная идея долговременного ухода – поднять пожилого человека морально, продлить ему жизнь. Это особенно наглядно проявляется в новых формах стационарного обслуживания. Раньше маломобильные граждане годами оставались только в стенах дома, сейчас многие стационары, используя новые знания, все активнее вовлекают их в свои оздоровительные и досуговые мероприятия. У человека, много лет прикованного в кровати, меняется сознание, меняется ощущение себя в этом мире. Благодаря такие проектам, по сути, происходит революция в социальной сфере, причем революция эта приходит в самые отдаленные села края. Современный соцработник становится профессионалом своего дела, помогающим поднять качество жизни. Мы очень заинтересованы в этом проекте. По опыту знаю, что многие приезжают к нам просто уставшими от забот, им вроде бы и ничего не нужно, а вот к концу занятий они уже говорят: «Мы хотим еще!» и благодарят, потому что оценили возможности новых средств реабилитации. А потом возвращаются к себе, проходит полгода, и кто-то радостно делится тем, что его лежачий клиент встал на ноги. И пусть с ходунками, но вышел на улицу. Система долговременного ухода предусматривает типизацию приема человека на соцобслуживание. И когда человек поднимется хоть на один уровень типизации, мы расцениваем это как наше общее достижение.

Сформированный комплексный подход к подготовке кадров позволяет улучшить условия труда специалистов социальной отрасли, увеличить продуктивность их работы, повысить качество предоставляемых услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам и в целом обеспечить эффективность реализации мероприятий по внедрению системы долговременного ухода в Ставропольском крае.

Наталья БЫКОВА

Подготовка кадров – задача первостепенная / Газета «Ставропольская правда» / 21 мая 2021 г.