Как ставропольцам противостоять дистанционным мошенникам
В Главном управлении МВД России по Ставропольскому краю прошла пресс-конференция на тему профилактики и противодействия дистанционному мошенничеству. Ее открыл и вел замначальника краевого главка - начальник полиции Дмитрий Вельможко.
Он отметил, что, к большому сожалению, на протяжении длительного времени на территории Ставрополья уровень хищений имущества граждан, совершенных дистанционным способом, остается стабильно высоким. Как фиксирует полиция, ежедневно как минимум десять человек «отдают» мошенникам свои деньги. В некоторых случаях это сотни тысяч и миллионы рублей. Вот что парадоксально, многие пострадавшие знали о таких случаях мошенничества, таких ЧП, читали в газетах, смотрели телепередачи, представляли методы «работы» злоумышленников. Но не верили, что это коснется и их.
Временно исполняющий обязанности заместителя начальника полиции (по оперативной работе) ГУ МВД России по Ставропольскому краю Андрей Толстов рассказал об актуальных видах мошенничества, совершаемых по сотовой связи и через Интернет. Он подчеркнул, что на протяжении пяти лет этот вид преступлений на Ставрополье растет. За три месяца с начала года было зарегистрировано более 2,5 тысячи таких ЧП. Общая сумма причиненного ущерба потерпевшим составила свыше 220 миллионов рублей. На протяжении трех лет край стабильно остается субъектом, где наибольшее количество граждан становятся жертвами мошенников.
Причины такого положения, по мнению Андрея Толстова, кроются в традиционной доверчивости ставропольчан, что характерно для южан, и в стабильном финансовом положении региона, что привлекает криминалитет. В нынешнем году телефонные и интернет-мошенничества на территории Ставропольского края совершались из 49 регионов Российской Федерации, особенно активно - из Московской и Ленинградской областей и Краснодарского края. Чаще всего, подчеркнул А. Толстов, люди покупаются на лжезвонки из якобы кредитных организаций о том, что их средства подвергаются опасности, переводят их на названные злоумышленниками счета, оформляют кредиты. Поэтому всем нам следует очень четко усвоить и понимать, что деньги переводить никому не надо, особенно по звонку с незнакомых номеров.
И еще важно запомнить: сотрудники банков и сотовых компаний никогда не звонят клиентам и не предлагают услуги по спасению финансовых средств. Об этом говорили многие участники пресс-конференции. Сотрудник банка никогда не будет звонить клиенту для того, чтобы защитить его средства. По закону, если банк видит подозрительную операцию, он обязан ее заблокировать на два дня. За это время у клиента есть возможность понять, что происходит, и, позвонив в банк, либо подтвердить операцию, либо сказать спасибо за то, что ее заблокировали. Звонящие злоумышленники зачастую имеют об абоненте самую скудную информацию, иногда – только имя и отчество. Все остальное им рассказываем мы сами. А банку известна и фамилия, и номер счета, и его состояние. Сотрудники финансовых учреждений по телефону могут только прорекламировать какую-либо услугу. Если звонящий начинает задавать вопросы или пугать – немедленно кладите трубку и звоните по номеру, указанному на обороте карты или на сайте банка, и спросите, что происходит с вашими счетами и средствами.
Впрочем, сейчас и к звонкам с известных номеров необходимо относиться с осторожностью. Преступники активно используют незаконную подмену номеров. То есть они в криминальных схемах имитируют номера, указанные на официальных сайтах банков и правоохранительных органов. А жители края, увидев ставропольские номера, теряют бдительность и вступают в контакт со злоумышленниками.
Как происходит обман? Ставропольчанам звонят псевдосотрудники финансовых учреждений и сообщают, что на их имя пытаются незаконно оформить кредит либо замечена попытка несанкционированного списания денежных средств. Для того чтобы предотвратить незаконные действия, людей убеждают в необходимости перевести свои сбережения на безопасный счет либо самостоятельно оформить онлайн-кредит, обналичить деньги и перечислить их на так называемый счет резервной ячейки для дальнейшего возврата. Следующий звонок поступает от якобы сотрудника правоохранительных органов, который рекомендует следовать инструкциям звонивших ранее представителей банка. Одним из пострадавших таким образом недавно стал 73-летний житель Ставрополя. Пенсионер, поверив мошенникам, лишился 225 тысяч рублей. Возбуждено уголовное дело. Но, советуют специалисты, в таком случае самое верное решение - немедленно прекращать разговор.
О том, как расследуются уголовные дела, связанные с IT-мошенничествами, рассказал начальник отделения контрольно-методического отдела Главного следственного управления ГУ МВД России по Ставропольскому краю Николай Никитенко. В 2019 году, отметил он, в полиции края был создан специализированный отдел по расследованию преступлений, совершенных организованными преступными группами с использованием IT-технологий. Результаты, судя по всему, у сотрудников спецгруппы есть.
Николай Никитенко привел несколько примеров, которые свидетельствуют о серьезной подготовке преступлений, которые мы привыкли называть телефонным мошенничеством. Например, направлено в суд уголовное дело организованной группы из пяти жителей Краснодарского края, которые разместили в Интернете объявление о продаже дизельного топлива по заниженной цене. Попались 28 ставропольчан, которые потеряли от 20 до 30 тысяч рублей каждый. Направлено в суд и дело мошенников из Украины, которые организовали преступное сообщество и звонили из кол-центра Днепропетровска жителям края. Злоумышленники представлялись сотрудниками Сбербанка и других финансовых учреждений, говорили, что со счетов абонентов происходит несанкционированное списание денег. Дальше все по известному сценарию… Мошенникам поверил 31 ставропольчанин. Сейчас сотрудники специализированного отдела расследуют уголовные дела по обману жителей края, в которых география подозреваемых просто поражает: одиннадцать человек из Алтайского края, девять - из Пензенской области, по шесть человек из Московской и Новосибирской областей, по пять – из Волгоградской и Ульяновской областей. Каждого нужно не только вычислить, но и доставить на Ставрополье, расследовать уголовное дело и передать его в суд.
Отвечая на вопросы журналистов, представители краевого главка МВД подчеркнули, что специалисты по расследованию IT-мошенничеств есть во всех территориальных отделах внутренних дел. Да, не все преступления раскрываются из-за нахождения злоумышленников за тысячи километров. А в случае отказа по каким-то причинам в возбуждении уголовного дела нужно обращаться к начальнику райотдела – вопрос решится, заверили журналистов и всех жителей края.
Профилактике и противодействию мошенничества в банковской сфере были посвящены несколько выступлений. Главный юрисконсульт ставропольского отделения Южного ГУ Банка России Павел Филь подчеркнул, что, к сожалению, Банк России отмечает, что рост мошеннических операций пришелся на конец марта - начало апреля прошлого года, время жесткого локдауна в России. В это время экономика перешла в цифровую сферу, в онлайн, и за ней последовали мошенники. Они совершали преступления с использованием социальных сетей, мессенджеров, взламывали аккаунты, создавали сайты-клоны, для того чтобы похитить данные пользователей. Но несмотря на повышение онлайн-операций и переводов, доля похищенных средств по России не увеличилась. По сравнению с 2019 годом процент хищения с банковских карт снизился, хоть и ненамного. Но если проценты перевести в деньги, то речь идет о громадных суммах. Это свидетельствует о том, что работа, которую проводят Банк России, банки, банковское сообщество и правоохранительные органы, дает эффект, но останавливаться на достигнутом нельзя.
В феврале Банк России направил во все банки рекомендации по общению с клиентами и предупреждению противоправных действий против них. Речь идет о более активном размещении предупреждающей информации о том, чего клиенту делать нельзя. Нельзя никому сообщать свои банковские данные, разглашать свои операции и быть осторожнее при общении во время так называемых «звонков из банков». Рекомендованы и другие меры, главная цель которых - информировать людей о возможных опасностях.
Представитель общественного совета при ГУ МВД России по Ставропольскому краю, продюсер ГТРК «Ставрополье» Людмила Соколова обратилась к коллегам не уменьшать усилия, а еще больше рассказывать читателям, слушателям и зрителям о механизмах, которые используют телефонные мошенники, и алгоритмах поведения по обеспечению безопасности. Да, в такой информации, возможно, не будет новизны, но в ней будет огромная социальная значимость. Людмила Соколова подчеркнула, что предупреждение данного вида преступлений напрямую зависит не только от работы полиции, но и от плодотворного взаимодействия всех субъектов профилактики. Информационное пространство должно стать неким мостиком между органами внутренних дел и обществом, от совместного информирования зависит осведомленность жителей нашего региона, что, несомненно, позволит уберечь граждан от действий злоумышленников.
Отвечая на вопрос о безопасности онлайн-банкинга, начальник отдела экономической безопасности управления безопасности Ставропольского отделения Юго-Западного банка ПАО Сбербанк Алексей Тарасенко подчеркнул, что банк принимает все возможные меры по обеспечению безопасности: это и программно-техническая защита, сейчас пользователям онлайн-банка Сбербанк предоставляет бесплатно антивирусную защиту, делается многое другое, что позволяет выявлять сомнительные операции и акцентировать на них внимание клиента.
Спикеры отметили, что в последнее время участились случаи обмана граждан под предлогом якобы незаконного оформления кредита либо несанкционированного списания денег, а также заработка при участии в торгах на брокерских площадках.
Что же делать, если деньги с банковской карты все-таки были похищены? Павел Филь дал такие рекомендации. Надо срочно заблокировать карту, с которой украли деньги. Если у вас несколько карт - заблокируйте и остальные. Ведь если мошенникам стали известны ваши данные, они могут ими воспользоваться и продолжить вас обворовывать. После этого нужно обратиться в банк, запросить выписку по счету и написать в двух экземплярах заявление о несогласии с проведенной операцией (один из них остается у клиента банка). А потом обратиться в право-охранительные органы с заявлением о хищении средств.
Средства банк может вернуть только при соблюдении нескольких условий: первое, вы в течение суток сообщили о краже средств с вашего счета, то есть о проведении операции без вашего согласия. И второе условие: вы должны доказать, что никому не сообщали данные вашей банковской карты, ПИН-код, что он не был записан на самой карте, что у вас никто не фотографировал вашу банковскую карту. То есть, если вы сами разгласили эти данные, банк в добровольном порядке не сможет вернуть похищенные средства, подчеркнул Павел Филь.
Вот такой сложной оказалась история с дистанционными мошенниками. Так что будьте бдительны, ставропольчане!
24 апреля 2021 года