Чего ждать должникам от регоператора: скрываться или идти на контакт
За два года в отрасли обращения с отходами многое поменялось, но проблема достоверных сведений о потребителях у региональных операторов остается нерешенной.
Жители продолжают недоумевать: почему коммунальная организация запрашивает данные у собственников для своей базы данных? А если их нет, то можно и не платить? Регоператор «ЖКХ» разъясняет.
Абонентов в южной зоне края более полутора миллионов. Отходы образуются постоянно, коммунальщики ежедневно собирают и вывозят десятки тонн мусора. Сфера, по сути, работает только благодаря тому, что коммунальную услугу оплачивают потребители.
Напомним, плата за вывоз мусора по каждому населенному пункту рассчитана на основе двух базовых показателей. Тарифы устанавливает Региональная тарифная комиссия СК, нормативы накопления определены минЖКХ края на основании замеров объема отходов, образованных населением.
В отличие от других коммунальных организаций, в сфере обращения с отходами платежи начисляются не по счетчикам, а исходя из количества проживающих граждан. А значит, сведения о них обязательны для нормальной работы регоператора.
Накопилась задолженность - надо погасить
Добросовестные граждане, обнаружив в коммунальной платежке долг, выбирают именно этот простой путь - взаимодействие с коммунальной организацией. Либо оплатить, либо (если не согласны с суммой) разобраться, как ведутся начисления. В абонентских отделах регоператора «ЖКХ» потребителей ждет стандартная процедура: от собственника принимают документы, сверяют данные по лицевому счету, вносят недостающие сведения в информационную базу и при необходимости проводят корректировки.
Если оплатить сразу весь долг сложно и есть уважительная причина, то компания может рассмотреть возможность выплатить его в рассрочку. Тем, кто хочет иметь письменный договор, специалисты тоже не откажут. Чаще всего одного-двух визитов для решения всех вопросов достаточно.
А что будет, если долг не платить?
Ведь не каждый идет за бумажным договором, пользуясь публичной офертой. Лицевые счета заведены на адреса и изначально обезличены, значит, нет и сведений о должнике. Некоторые так и рассуждают, полагая, что коммунальщики махнут рукой и беспокоить не будут.
Рассчитывать на это точно не стоит. Выполняя свою работу, компания несет существенные затраты - города обслуживает новая техника, устанавливаются современные контейнеры, совершенствуется услуга и сама система вывоза, сортировки и переработки отходов. Если же собираемость платежей достигнет критически низких значений, появится риск банкротства регоператора и возникновения затяжного мусорного коллапса. Тяжелые последствия ощутит и отрасль обращения с отходами, и население. Более того, удар будет нанесен экологической безопасности региона.
На взаимодействие с неплательщиками нацелены специалисты по работе с дебиторской задолженностью. В их поле зрения попадают лицевые счета с неоплаченными «красными» суммами. И даже если о должниках совсем нет сведений, по ним начинается работа.
Имена таких собственников будут найдены по выпискам из ЕГРН, в суд подготовлены пакеты документов, а немногим позже на адреса должников придут судебные приказы. Если жилое помещение в долевой собственности, долг распределяется между собственниками пропорционально долям. На то, чтобы представить в мировой суд свои возражения, дается 10 дней. Но даже на этом этапе проблему с погашением долга потребитель может решить без особых сложностей.
Если же по истечении срока ничего не будет предпринято, наступит черед судебных приставов. Сумма долга будет списана с банковского счета или последует опись имущества. Ситуация не из приятных, доводить до такого финала не пожелаешь и самому злостному неплательщику.
Являешься собственником - платить обязан
Как только гражданин становится владельцем жилья, у него возникает обязанность по оплате коммунальных услуг. Даже если в доме или квартире отсутствуют временно или постоянно проживающие, услуга по обращению с ТКО рассчитывается по количеству собственников в соответствии с пунктом 148.36 Постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 г. Это общефедеральная норма.
Персональные данные: правовой тупик или временные трудности?
Справедливости ради стоит отметить, собрать необходимые сведения о своих потребителях для регионального оператора задача весьма непростая.
Есть прямой источник данных - сами собственники. Причем их обязанность предоставлять достаточно полную информацию о зарегистрированных и проживающих закреплена тем же 354-м Постановлением Правительства РФ. Правда, далеко не все эту обязанность исполняют.
Между тем база данных для коммунальной организации - это основа для осуществления корректных начислений. Так, если бы полные сведения о потребителях были доступны, не возникали бы и ситуации с малолетними собственниками-должниками, подобные случаю в Кировском районе. Ответственность за своевременную оплату коммуналки изначально была бы возложена на законного представителя несовершеннолетних.
Однако приходится констатировать, что коммунальные организации ограничены в доступе к источникам получения такой информации. Та же система ГИС ЖКХ содержит неполные, иногда недостоверные сведения о собственниках и проживающих. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости также содержит только ФИО собственников без дат рождения и других персональных данных. А если правообладателей несколько на праве долевой собственности, то среди них невозможно определить, кто является взрослым и способен нести ответственность, а кто несовершеннолетний.
В силу Закона 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» предоставлять эти данные коммунальным службам обязаны отделы по вопросам миграции ОМВД. Закон действует с 2014 года, но его положения так и не реализованы. Обращения регоператора с целью повлиять на положение дел в адрес ГУ МВД СК направлялись неоднократно, но в ответ организация получала формальные ответы.
Региональный оператор «ЖКХ» все же надеется на разрешение этой правовой коллизии. И не только он. Ведь проблема накладывает отпечаток на работу многих коммунальных организаций, ведомств и непосредственно потребителей.
И еще. Барьеры на пути уточнения данных о зарегистрированных и проживающих гражданах лишают потребителей возможности пользоваться льготами от регоператора. В частности, многодетным семьям, людям старше семидесяти и гражданам с инвалидностью меньше платить (а многим категориям не платить вовсе) за услугу «обращение с ТКО» очень даже реально.
27 марта 2021 года