Многие тренды прошлого года сохранятся и в 2021-м, особенно что касается цифровизации услуг и смещения продаж в онлайн-каналы, считает управляющий ВТБ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр ДЫРЕНКО.

Сегодня мы разговариваем о дальнейшем векторе в развитии банковских сервисов, изменениях в формате взаимодействия с клиентами и отражении этого на показателях деятельности банка в СКФО.

– Александр Михайлович, насчет итогов 2020 года у многих были серьезные опасения. Однако крупные отечественные банки фиксируют рост показателей по ряду направлений. С чем это связано? И как завершил прошлый год ВТБ на Северном Кавказе?

– Безусловно, 2020 год стал необычным для банковского рынка – со второго квартала, как вы помните, резко изменились реалии, в которых всем нам пришлось находиться не один месяц. И по факту ведущие финансовые структуры не только оказались готовы к вызовам кризисного времени, но еще и достойно с ними справились.

В частности, когда в период самоизоляции резко выросла значимость и востребованность цифровых каналов, ВТБ смог крайне оперативно предложить клиентам практически весь спектр услуг в дистанционном формате. Ведь до этого в рамках своей стратегии развития банк активно наращивал сегмент цифровых услуг и прорабатывал связанные с этим вопросы безопасности. А ситуация с распространением коронавируса, которую было невозможно предугадать, лишь все ускорила – были запущены новые онлайн-сервисы, упрощены операционные процессы, реализована возможность решения многих задач без личных контактов клиентов с работниками банка.

Это в числе прочего позволило банку выполнить ключевую для того периода задачу – адресно поддержать клиентов, наиболее пострадавших от COVID-19. В первую очередь мы помогли бизнесу региона снизить долговую нагрузку, а нашим частным клиентам не допустить серьезной просрочки и вернуться в привычный график платежей. ВТБ очень активно вел эту работу на Северном Кавказе, в числе первых подключившись ко всем программам господдержки, а также предложив собственные программы.

По итогам года портфель ВТБ на Ставрополье, в Кабардино-Балкарии, Дагестане вырос на 3% и превысил 80,6 млрд рублей. Объем привлеченных средств увеличился на 11%, составив 64,9 млрд рублей. Безусловно, вкупе с льготными госпрограммами и собственными банковскими предложениями для пострадавших значение имела мягкая кредитно-денежная политика Банка России со снижением ключевой ставки. Это закономерно стимулировало интерес клиентов как к оформлению новых займов, так и к рефинансированию действующих.

– Если обратиться к корпоративному портфелю, то насколько объемная поддержка потребовалась бизнесу от ВТБ в 2020 году? И вообще, какие отрасли продолжали кредитоваться?

– Корпоративный кредитный портфель на конец декабря достиг 38,8 млрд рублей. И на мой взгляд, показательно, что его структура в сравнении с предыдущими годами не сильно изменилась – она, по сути отражает специфику экономики региона и свидетельствует об определенном уровне ее устойчивости. Основная доля в портфеле приходится на отрасль торговли (15%) и на предприятия пищевой промышленности и сельского хозяйства (14%). Кроме того, масштабные льготные программы в жилищной сфере придали импульс строительной сфере – в нашем портфеле займы предприятий этого сегмента составляют 12%.

В плане господдержки хочу особо акцентировать внимание на том, что помимо программ, нацеленных на минимизацию последствий распространения коронавирусной инфекции, мы не прекращали работать с механизмами льготного финансирования по другим направлениям. На Северном Кавказе интерес бизнеса к некоторым инструментам, запущенным ранее, оставался стабильно высоким. В частности, речь о программе Министерства сельского хозяйства: портфель на конец прошлого года составил 9,23 млрд рублей. А в рамках программы льготного кредитования малого и среднего предпринимательства по линии Минэкономразвития РФ №1764 портфель Северо-Кавказского ВТБ составил 4,7 млрд рублей.

Вместе с тем в период пандемии коронавируса корпоративные клиенты довольно активно пользовались предложениями в рамках новых госпрограмм. По ним ВТБ оказал клиентам необходимую помощь в сохранении рабочих мест – кредитный портфель у нас достиг 1,8 млрд рублей. Теперь, как известно, способствовать восстановлению предпринимательской деятельности поможет госпрограмма кредитования № 279 (ФОТ 3.0). Буквально на днях банк начал принимать заявки по ней – уверен, что эта допподдержка будет актуальна для Северного Кавказа, где ряд отраслей сильно зависит от текущих санитарных ограничений. Это прежде всего санаторно-курортный комплекс, организации развлечений, кинотеатры.

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

– По стечению ряда обстоятельств прошлого года ключевым трендом в банковской рознице в 2020 году стала ипотека. Как много жителей СКФО решились на улучшение жилищных условий в такой неоднозначный период времени? Какие ожидания по динамике ипотечного кредитования на ближайшее время – в регионах остается потенциал в этом плане?

– В прошлом году на приобретение жилья ВТБ предоставил 6,7 млрд рублей, что на треть превышает показатель годом ранее. По льготной госпрограмме для покупки жилья в новостройках в регионах Северного Кавказа реализовано более 580 сделок на общую сумму свыше 1 млрд рублей.

Эти цифры отражают уникальность ситуации – мы видим исторически низкие ставки по ипотеке и множество льготных программ, способных удовлетворить почти любой спрос. Таким образом, приобретение жилья с помощью ипотечных займов остается доступным, как никогда.

К слову, ВТБ в 2020 году несколько раз снижал ставки по ипотеке, поддерживая все действующие льготные программы. И по оценкам наших специалистов, региональный рынок жилья до сих пор не исчерпал свою емкость – мы фиксируем рост продаж на первичном рынке недвижимости у крупнейших застройщиков. Тем более что совокупность факторов, способствующих этому, пока сохраняется: ипотечные ставки остаются привлекательными, выгодные для заемщиков госпрограммы продолжают работать, а застройщики совместно с банками готовы предлагать дополнительные бонусы.

Более того, сделан большой шаг в цифровизации сервисов – банк максимально переводит ипотечное кредитование в дистанционный формат. Свершившийся факт, что приобретение жилья уже происходит онлайн. Вся необходимая инфраструктура у ВТБ для проведения сделок без визитов клиента в банк есть, и число заявок по ипотеке, оформленных дистанционно, лишь продолжает расти.

– А в целом для розничного кредитования каким оказался прошлый год?

– Мы предлагаем заемщикам комфортные условия, которые им интересны. Это подтверждают итоговые цифры: в сегменте розничного бизнеса кредитный портфель банка с января по декабрь увеличился на 9,5%, до 41,8 млрд рублей. Более 50% в нем приходится на кредиты наличными – 21 млрд рублей (рост составил 8,8%), их продажи превысили уровень в 10,1 млрд рублей. А на покупку автомобилей в СКФО ВТБ выдал 1,4 млрд рублей: здесь, безусловно, большую роль сыграли соответствующие госпрограммы.

– Хочу затронуть вопрос «миграции» клиентов, у которых есть накопления и желание, безусловно, их и сохранить, и приумножить. Долгое время банковский депозит служил наиболее популярным средством для этого. Теперь картина меняется: население заинтересовалось фондовым рынком, и эксперты предсказывают, что это будет многолетний тренд. Насколько вырос спрос на инвестиционные продукты и какие именно популярны?

– Рост кредитования физлиц происходит на фоне увеличения пассивов – очевидно, что клиенты не спешат тратить временно свободные средства. При этом их предпочтения действительно меняются, растет число тех, кто хочет активно управлять своими финансами и ищет наиболее доходные способы. В прошлом году портфель привлеченных средств физлиц ВТБ в СКФО увеличился на 13,4%, до 43,7 млрд рублей, при этом объем инвестиционных продуктов в нем вырос практически в полтора раза и составил 10,1 млрд рублей.

ВТБ сейчас предлагает широкий ассортимент сберегательных и инвестиционных инструментов – люди в зависимости от своих планов и стратегий, жизненных ситуаций имеют возможность перераспределять свои накопления, искать более выгодные для себя варианты. Тем более что все продукты доступны в дистанционных каналах. Среди сберегательных инструментов жители Северного Кавказа все чаще выбирают накопительные счета, которые дают полную свободу распоряжения средствами и на текущий момент имеют доходность, сопоставимую со вкладами.

Что касается инвестиций, то ВТБ может удовлетворить любой спрос – как новичков, делающих первые шаги в этом направлении, так и опытных инвесторов. При этом не ведется агрессивная политика в продаже инвестиционных инструментов. Банк, напротив, выступает за осознанное принятие решений клиентами при распоряжении своими средствами. Поэтому регулярно проводит мероприятия по финансовому просвещению, также действует сайт Школы инвестора ВТБ, где можно найти ответы на множество типичных вопросов.

– В чем сейчас преимущества сервиса ВТБ, если не ограничиваться лишь ценовыми условиями?

– У потребителей – и населения, и бизнеса – уже сформировалась привычка максимально пользоваться дистанционными сервисами. И ВТБ усиливает фокус на развитии возможностей диджитал-банкинга, на масштабировании цифровых решений. Ведь они должны быть максимально удобными и безопасными для клиента.

Но замечу, что при этом мы не оставляем клиентов, у которых есть потребность в персональном контакте. Всегда должен оставаться выбор: получать услугу онлайн или приехать за консультацией к менеджеру. В СКФО все же по-прежнему сильны традиции личного общения. В прошлом году на Северном Кавказе открылись три офиса ВТБ: в Каспийске, Грозном и Михайловске. В ближайших планах – офис нового формата в Махачкале.

Юлия ПЛАТОНОВА

Цифра – в фокусе банка / Газета «Ставропольская правда» / 20 марта 2021 г.