Дом княжны Мери в Кисловодске по-прежнему в развалинах
В Кисловодском историко-краеведческом музее «Крепость» прошли V Ребровские музейно-краеведческие чтения, посвященные 245-летию со дня рождения статского советника Алексея Реброва.
Алексей Фёдорович был не просто чиновником, а широко образованным государственным деятелем. По высочайшему повелению он составил описание всех земель Кавказской области, а затем под кураторством генерала Ермолова - «Положение об управлении Кавказской областью» и еще несколько важных государственных документов.
Еще больше известен Алексей Ребров как просвещенный помещик. В своем имении Владимировка на востоке нынешних границ Ставропольского края он первым в России стал развивать шелководство, насадил великолепные сады и виноградники. Его вина высоко ценили в признанных центрах виноделия Европы.
В том, что это не домыслы писателей и пропагандистов последующих поколений, убедительно показала выступившая на Ребровских чтениях главный научный сотрудник расположенного в Пятигорске Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова Екатерина Соснина. Она зачитала свой перевод путевых заметок французской путешественницы, которая лично побывала в имении Алексея Реброва. Француженка в восторге живописала шелка, сады и виноградники во Владимировке и ставила Алексея Фёдоровича в один ряд с лучшими европейскими хозяйственниками и виноделами.
Доклад директора музея «Крепость» Сергея Лузина был в основном посвящен трагической судьбе кисловодской усадьбы статского советника Алексея Реброва, которую Михаил Лермонтов увековечил как «дом княжны Мери».
Согласно официальной историографии в этом единственном достойном здании на Кислых Водах в первой половине XIX века останавливались Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Лев Толстой и другие светочи русской культуры.
Несмотря на это, как подчеркнул Сергей Степанович, в дальнейшем на знаменитую усадьбу обрушилась череда всевозможных бедствий. Сначала ее не смогли полюбовно поделить наследницы Алексея Фёдоровича, из-за чего она много раз переходила из рук в руки. После революции дом помещика Реброва превратили в коммунальную квартиру, где каждый жилец по своему усмотрению проводил перепланировку.
Луч надежды для дома Реброва мелькнул в 1941 году, когда на самом высоком уровне решили к 100-летию гибели на дуэли Михаила Лермонтова восстановить кисловодский «дом княжны Мери» и сделать его филиалом Пятигорского музея «Домик Лермонтова». Но тут грянула самая страшная в истории человечества война…
Рассказал Сергей Лузин и о других попытках спасти одну из главных культурных достопримечательностей Кисловодска. В 1969 году к стене здания в торжественной обстановке прикрепили мраморную доску с перечислением посещавших его знаменитостей. В 1973 году Постановлением Совета министров РСФСР дом Реброва признали памятником республиканского значения. В 1977 году было принято решение о создании в Кисловодске мемориального «Лермонтовского квартала», ядром которого должен был стать дом Реброва. В 1989 году из дома Реброва отселили в новые квартиры все проживавшие там 16 семей. В 1992 году усадьбу начали было реставрировать. Но как только с дома сняли кровлю, работы прекратили. С тех пор деревянное здание стоит без защиты под снегом и дождем.
Местные власти стремятся увековечить память о выдающемся жителе Кисловодска. С помощью сенатора Михаила Афанасова неподалеку от исторической усадьбы устроили сквер и установили в нем памятник статскому советнику Реброву. Его именем назвали и прилегающую улицу.
А вот к усадьбе подступиться они не могут, поскольку это федеральный объект и находится в ведении Министерства культуры РФ.
В конце февраля 2020 года я детально живописал, в каком жутком состоянии находился подведомственный федеральному Министерству памятник.
И вот после Ребровских чтений я вновь отправился к «дому княжны Мери». Еще на подходе увидел белые листки, приклеенные скотчем к зеленому железному забору, ограждающему руины усадьбы Реброва. На них обнадеживающая надпись: «Внимание! Автомобили не ставить, ведется реконструкция памятника федерального значения «Дом Реброва».
Под каждой такой бумажкой стоит один, а то и два автомобиля местных жителей. И нет никаких признаков реставрации. Через распахнутую калитку зашел внутрь бывшей барской усадьбы.
Увидел еще более покосившиеся деревянные руины, а под ними, как и год назад, мешки с мусором, пустые пластиковые бутылки и прочие следы человеческой жизнедеятельности.
…Единственное изменение - коротенькие обрезки арматуры, которые в нескольких местах воткнули в землю.
Если и впредь «Дом Реброва» будут реконструировать такими же темпами, то воссозданную главную достопримечательность Кисловодска в лучшем случае увидят только мои внуки.
27 февраля 2021 года