Охота на бенефициара
Государственная Дума приняла закон, который позволит оперативно арестовывать активы нечистых на руку банкиров, а также владельцев и топ-менеджеров страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов. Этот нормативный акт обязывают финансовые организации предоставлять сведения о своих контролирующих лицах в Центробанк, который, в свою очередь, получил право подавать в арбитражный суд заявления о применении предварительных обеспечительных мер в отношении денег, акций и недвижимости финансовых жуликов, навостривших лыжи на Запад. Комментирует новации известный в регионе эксперт Роман Савичев, Герой труда Ставрополья, генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ».
- Этот закон вносит ряд изменений в правовые акты в части обеспечения ответственности лиц, контролирующих финансовые организации, - поясняет Роман Савичев. - Чтобы оценить его актуальность, приведу несколько шокирующих цифр, свидетельствующих о масштабах воровства в этой сфере. Есть такая госкорпорация — Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которая среди прочего занимается ликвидацией обанкротивших банков, страховых компаний и НПФ и выплатой денег пострадавшим вкладчикам. Так вот, по данным этого агентства, сейчас в процессе ликвидации находятся более 400 (!) финансовых организаций, наказавших долго жить. Они банкроты и должны кредиторам, в том числе простым гражданам 4,5 триллионов рублей. Задача АСВ заключается в продаже их активов, чтобы рассчитаться с пострадавшими людьми. Однако проблема заключается в том, что реальных активов в разворованных финансовых организациях — кот наплакал : в целом чуть больше 10% от суммы долгов. На практике это означает, что многие кредиторы-юридические лица годами ждут выплат, поскольку процесс ликвидации банкротов может тянуться годами — их активы АСВ ищет даже за рубежом. Что касается пострадавших физических лиц, то здесь ситуация полегче: государство гарантирует возврат сбережений — независимо от того, почему лопнул банк. Однако существует лимит страхового возмещения, сегодня это 1,4 млн рублей ( для большинства случаев), причем без выплаты процентов. Это означает, что сразу вернут не более 1,4 млн, а остальное придется ждать после завершения банкротства. Но надежда эта, как правило, призрачна. Потому что стоимость имущества, которое на виду — офисы и другая недвижимость, автомобили, оргтехника и т. д., как я сказал выше, составляет в среднем чуть более 10% от суммы долга. Куда же делось остальное?!
Есть такое красивое слово «бенефициар», означающее выгодоприобретатель. Иногда его называют «контролирующим лицом». Бенефициар не всегда непосредственно руководит компанией, и он даже может быть не указан в правоустанавливающих документах. Но через сложную сеть взаимозависимых трастов, зарегистрированных где-нибудь на оффшорах, бенефициар оказывается контролирующим лицом, реальным владельцем компании, за которым решающее слово в принятии ключевых решений. И как только бенефициар, например, банка принимает решение « кинуть» вкладчиков и других кредиторов, он начинает загодя выводить активы, в том числе за границу — открывает там счета, скупает недвижимость и фирмы. Часто на подставных лиц. В итоге банк лопнул — а взять с него почти нечего.
В этой связи можно привести пример бывшего сенатора С. Пугачева, основавшего «Межпромбанк». Когда эта финансовая организация обанкротилась, а Пугачев сбежал из России, оказалось, что банк должен десятки миллиардов рублей. Его обвинили в хищении ( суд постановил взыскать с экс-сенатора 75 млрд рублей), но он заявил, что непосредственно финансовым бизнесом не руководил и никаких решений не принимал. И лишь в результате громадных усилий удалось привлечь беглого банкира к субсидиарной ответственности, сейчас его имущество арестовывается по всему миру. История завершилась более-менее удачно для кредиторов в отличие от многих других, где бенефициары обанкротившихся компаний спокойно пользуются наворованным имуществом. Возникает вопрос : а какие превентивные меры принимает государство, чтобы не допустить таких ситуаций? Закон, который мы обсуждаем сегодня, как раз-таки и призван «прищучить» контролирующих лиц ещё на стадии, когда станет ясно, что реализуется криминальная схема увода активов.
Итак, закон обеспечивающий ответственность лиц, контролирующих финансовые организации, наделяет Центральный Банк России (ЦБР) рядом дополнительных широких полномочий. В соответствии с этим нормативным актом финансовые организации обязаны предоставлять в ЦБР все сведения о контролирующих лицах. Центробанк будет вести реестр таких бенефициаров и уведомлять их о включении в перечень. Эти сведения получит и финансовая разведка — Росфинмониторинг.
Основная, на мой взгляд, новация заключается в том, что ЦБР сможет оперативно реагировать на ухудшение финансовой ситуации в том или ином банке и подавать в арбитражный суд заявление о применении предварительных обеспечительных мер (ареста) в отношении недвижимости, денежных счетов и акций контролирующих лиц. Причем, что важно, Центробанк сможет реализовывать это право до подачи иска в суд о привлечении контролирующих лиц к субсидарной ответственности в виде взыскания убытков. Сейчас ЦБР лишен такой возможности, что позволяет нечистым на руку бенефициарам компаний выводить активы за рубеж.
Следует отметить, что Центробанк не только будет ждать от финансовых организацией сведений о контролирующих лицах, но и сам станет активно искать о них информацию (с помощью Росфинмониторинга и правоохранительных органов ), чтобы включить их в реестр. И здесь, резонен вопрос : а насколько точной будет такая информация? Не столкнется ли тот или иной бизнесмен с ситуацией, когда суд арестует его имущество, хотя он имеет к банку-банкроту лишь отдаленное отношение? Законодатель на этот случай предусмотрел своеобразную страховку. Во-первых, ЦБР будет обязан предупредить бизнесмена, что он включен в перечень контролирующих лиц финансовой организации. А если тот не согласен — пожалуйста, оспаривай в суде. А, во-вторых, только лишь на основании одного заявления Центробанка арбитражный суд не станет арестовывать имущество бенефициара — потребуются веские документальные доказательства. Так что баланс интересов будет соблюден.
После подписания закона Президентом он вступит в силу 1 июля 2021 года.