Ольга Яковлева

Ольга Яковлева

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Счастливые дни новоселья переживает Ставропольский краевой театр кукол. Хотя коллектив вернулся в свое здание, это событие все же по праву можно называть именно новосельем: исторический особняк на проспекте Октябрьской Революции в Ставрополе буквально преобразился после двух лет сложнейшей реконструкции, которую пришлось ждать немало лет. Оставив аварийное здание, в разные годы коллектив находил приют то во Дворце им. Ю.А. Гагарина, то в Доме офицеров, то в краевой филармонии, потом больше восьми лет квартировал в помещении Дворца культуры и спорта, где для артистов и маленьких зрителей были созданы более-менее приемлемые условия и жизнь шла по принципу «в тесноте, да не в обиде». Когда наконец стартовала долгожданная реконструкция, ставшая возможной благодаря инициативе губернатора Владимира Владимирова, он и взял работы на объекте под свою опеку. И вот уже первые гости, хотя и в условиях пандемийных ограничений, радостно и восхищенно рассматривают дом сказок – ведь иначе о таком театре и не скажешь. И уже появилась на сайте театра афиша на февраль с подробным расписанием спектаклей.

Новоселье театр встретил с новым руководителем – Ольгой Яковлевой (на снимке). Более 25 лет трудится она в учреждениях культуры региона. В разные годы Ольга Яковлева работала режиссером театральной студии, постановщиком массовых мероприятий, директором Дворца культуры и спорта ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», заместителем директора по художественной работе Дома культуры города Изобильного. С августа 2019 года занимала должность заместителя директора по концертной деятельности Ставропольского краевого театра кукол. Сегодня Ольга Яковлева собеседник «Ставропольской правды».

– Ольга Викторовна, на вашу долю выпала счастливая участь начать новый этап в жизни краевого Театра кукол в роли теперь уже его руководителя. Как пережил коллектив непростой, хотя и радостный, конечно, процесс возвращения в родные стены?

– Уже дали несколько первых спектаклей, одновременно еще завершаем переезд, перевозим наше немалое «приданое» из Дворца культуры и спорта. Конечно, это дело непростое, но и действительно радостное. Нам передали не просто капитально отремонтированное здание, но с полным комплектом новой мебели, телефонами, оргтехникой, словом, обеспечили полностью. Театр стал светлым, уютным, очень комфортабельным, а наш коллектив не был этим раньше избалован. У каждого актера теперь есть свое рабочее место, а не то что несколько человек на один гримерный стол. Если в помещении на пятом этаже ДКиС актеры в одной гримерке ютились (и мужчины и женщины), то здесь даже душевые появились – это просто наша гордость!

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

– Вообще-то так и положено...

– При этом надо еще отметить, что не только ремонт проведен на высоком уровне, но и «начинка» подобрана красиво, со вкусом.

– Сейчас даже страшно вспоминать, каким было здание «до». Ведь когда его закрыли на долгую консервацию, жуткое было зрелище, ассоциирующееся с кадрами военной хроники…

– В 99-м здесь прошел последний спектакль, и актеры-старожилы вспоминают, что детей сюда уже опасно было пускать. Заслуженная артистка России Татьяна Ивановна Стукачева рассказывала: потолок в зрительном зале был затянут тканью с нарисованными звездами, и кто-то думал, что это для красоты, а на самом деле для того, чтобы с потолка ничего не сыпалось на головы!.. Сейчас все иначе. Не только мы сами еще продолжаем пребывать в эйфории, не можем нарадоваться, зрители старших поколений, приходящие уже с внуками, помнят, как это было, и какое теперь счастье. Мы у себя в соцсетях запустили флешмоб, чтобы сказать спасибо всем, кто на протяжении всех лет несмотря ни на что оставались нашими зрителями. У нас есть такая категория зрителей – несколько поколений семьи сменяли друг друга.

– Зрительские династии…

– Да, и все искренне радуются за театр, когда заходят в зал и понимают, в каких условиях теперь все показывается. Разве можно это сравнить с тем, как было в ДКиС, где наша сценическая площадка размещалась на пространстве три на три метра. Конечно, эффект спектакля был совсем не тот.

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

– Учитывая, что современные дети настолько продвинуты в знании всевозможных эффектов, им уже подавай совсем другой уровень!

– Надо было видеть, как преобразился на новой сцене старый спектакль «Солнышко и снежные человечки» – он буквально заиграл совершенно новыми красками! Оказывается, он такой красивый. Все те новые технологии, о которых нам рассказывали на стадии реконструкции, воплощены в жизнь и открывают столько возможностей! Сейчас будем заниматься адаптацией имеющегося репертуара к новым технологиям, а вот постановки 21-го года все будут с использованием и 3D-mapping, и обоих экранов, и вращающейся сцены, и полностью цифровой механики сцены. Актеры просто не верят своему счастью работать с таким оборудованием. Кажется, пока даже не до конца осознали, что это теперь действительно наша родная площадка! Но мы все в работе. Если ранее на стационаре мы могли только один день в неделю принимать зрителя – либо в субботу, либо в воскресенье – и делать всего два спектакля, то сейчас понимаем, что показов должно быть больше. Билеты раскупаются на много дней вперед – при наполняемости зала до 50% по условиям пандемии.

– Скорее бы сняли эти ограничения…

– Мы на это надеемся, потому что очень много людей нам звонят, а билеты пока только по предварительной записи, приходится многим отказывать. Хотим с февраля начать дополнительно принимать детишек и в малом зале на 30 малышей – там можно показывать маленькие интерактивные спектакли по четвергам и пятницам, возможно, и по средам. А по выходным по два спектакля на основной сцене, в субботу будет три спектакля – в 11, 14 и 17 часов. Это нужно и самим актерам – засиделись ребята на карантине.

– Теперь при такой занятости сохранятся ли ваши традиционные гастроли по краю?

– Да, мы все-таки выездной театр. Наш основной зритель – в школах и детских садах, а поскольку там по нынешним эпидемиологическим условиям невозможны массовые мероприятия, прорабатываем перспективу сотрудничества с дворцами культуры на местах, где нас смогут принимать. Уже весной намечаем поехать в отдаленные районы края, а также на Кавминводы и в Карачаево-Черкесию. Театр участвует в федеральной программе «Большие гастроли для детей и молодежи», в рамках которой в прошлом году ездили в Новосибирск, а оттуда коллеги приезжали к нам. В этом году намечаются обменные гастроли со Смоленским театром. Аналогичная предварительная договоренность есть с Вологдой. Хотим замахнуться на Западную Сибирь – Новосибирск, Омск, Томск…

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

– Ольга Викторовна, а ведь вам лично повезло, наверное, начать в новом здании с такой ответственной должности.

– Но и работы очень много! Выручает великолепный коллектив, с которым можно работать в экстремальных условиях. Люди у нас замечательные, закаленные жизнью. Вообще кукольники – особая каста, фанаты своего дела, профессионалы, воодушевленные в высшей степени. И зритель у нас особый, и жанр.

– Наверняка уже задумываете что-то принципиально новое?

– В планах года семь спектаклей. Хотим сделать беби-спектакль для самых-самых маленьких, от года. Наш малый зал и игровая комната позволяют представлять интерактивные, тактильные постановки. Думаем впервые сделать спектакль для подростков по «Вию» Гоголя. С нашими технологиями это будет страшно интересно.

– И страшно, и интересно! Впрочем, Гоголь ведь писал это не для того, чтобы кого-то попугать.

– Современные подростки – зрители достаточно искушенные, удивить их трудно, но через страшное-интересное можно и поучить чему-нибудь важному. Мы же не просто показываем историю о чем-то, но закладываем в действие конкретную идею. Постановщиком будет известный ставропольский актер и режиссер Тамерлан Коченов, а Наталья Ледовских выступит в качестве художника. Задумки у ребят потрясающие, позволяющие театру выйти из привычных рамок классических, сказочных историй. Через месяц к нам приезжает наш добрый давний друг Павел Овсянников ставить «Басни Крылова», эта работа пройдет в рамках программы «Культура для школьников».

– У театра недавно появился и новый главный режиссер?

– Да, Игорь Каспаров приехал из Петербурга и уже представил первую большую постановку – «Двенадцать месяцев». В театре подобралась хорошая команда представителей разных поколений, к нам даже возвращаются те, кто уезжал надолго из Ставрополя. Хочу заметить, что и в пандемию мы не сидели без дела, реализовано много онлайн-проектов, и они продолжаются. На сайте театра и на наших страничках в соцсетях актеры читают сказки народов мира, басни, поют, и ребята с удовольствием это делают. Наши молодые актрисы Надежда Дробышева, Жанна Немыкина и Наталья Кузнецова даже освоили жанр мультиков, создав свою мультипликационную студию «Неполный миллиметр», уже сделали целую серию про «Собачку Соню». Постепенно в ходе работы онлайн поняли, что нужно вырастать из простого чтения текстов, сейчас с помощью кукол делаем мульт-басни.

– Хотя за минувший год все, кажется, уже онлайна объелись... Соскучились по живому общению.

– Однозначно! С первых дней возвращения в родные стены начали отрабатывать соответствующий нашим новым прекрасным условиям стиль работы каждого – от контролера и администратора до актеров и педагогов. Конечно, пока это все требует особой мобилизованности каждого, но все понимают, что на данном этапе это необходимо.

– В этом театре всегда были традиционно особые отношения со зрителем.

– И мы все лучшее, конечно, сохраним. Например, перед каждым представлением обязательно здороваемся со всеми гостями и при этом поясняем правила поведения в театре, поскольку мы самое первое звено в воспитании будущего театрального зрителя, это все очень важно для каждого ребенка в дальнейшем. И дети откликаются замечательно!

– Ольга Викторовна, возможны ли в перспективе постановки для взрослой публики? Несколько лет назад некие опыты в этом направлении предпринимались.

– Такие мысли есть, вот только устроимся как следует, а уж потом… Сейчас главное – снова на-учиться жить в стационаре, адаптировать репертуар под новое оборудование, а дело это непростое, на каждый спектакль уходит дня по три, да и хочется сделать как можно лучше. Некоторые сложности связаны с тем, что пока основные склады театра находятся в другом конце города. А там реквизит на 42 спектакля! Нам, конечно, это все привычно по многолетнему опыту разъездных выступлений, бывало, в один день выезжали две команды по разным местам с разными спектаклями. Но в процессе этих выездов и колоссальная работа по логистике, и изношенность упаковки, которую приходится регулярно ремонтировать.

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

– Историческое здание в центре города – это прекрасно, но еще лучше, если бы весь комплекс действовал в одном месте. Быть может, к большой дате года – 85-летию театра удастся и это осуществить.

– Поживем – увидим… Но к юбилею уже начинаем понемногу готовиться. Первым делом хотим устроить праздник для наших ветеранов, которые еще пока не были в обновленном театре. Ну и для зрителя наверняка что-нибудь интересное юбилейное придумаем.

Наталья БЫКОВА

Дети счастливы, а уж актёры… / Газета «Ставропольская правда» / 5 февраля 2021 г.