Общественная палата Ставрополья помогает защитить Кавминводы от губительных инициатив
В очередной раз позиция Общественной палаты Ставропольского края по сохранению региона Кавминвод встретила поддержку на федеральном уровне.
Будущее региона Кавказских Минеральных Вод, его природных лечебных ресурсов - минеральных источников и лечебных грязей, бальнеологических здравниц - и городов-курортов зависит от тех законов, по которым Кавминводам жить и развиваться в дальнейшем. В этом убеждена Общественная палата Ставропольского края.
Уже на протяжении шести лет общественники Ставрополья вместе с экологическими и правозащитными организациями, общественными советами городов-курортов, экспертами и специалистами не ослабляя внимания продолжают непростую борьбу за судьбу Кавказских Минеральных Вод.
- И сегодня не прекращаются попытки на законодательном уровне исключить положения, устанавливающие особенности правового регулирования в отношении особо охраняемого эколого-курортного региона федерального значения Кавказские Минеральные Воды, - говорит председатель ОП СК, председатель Ставропольского регионального отделения Ассоциации юристов России заслуженный юрист РФ Николай Кашурин. - Это, безусловно, ослабит режим охраны курортов КМВ.
Новое не всегда означает лучшее
Накануне новогодних праздников в Общественную палату Ставропольского края поступила информация о подготовке и направлении Министерством экономического развития России на согласование нескольких проектов нормативных правовых актов - проекта постановления Правительства РФ «О курортном регионе Кавказские Минеральные Воды, внесении изменений в некоторые акты Совета Министров РСФСР, Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 462» и проект указа Президента Российской Федерации «О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 г. № 309 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации».
Безотлагательно краевая Общественная палата совместно с ее экспертной рабочей группой по проведению общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, а также с экспертами и специалистами в области курортологии, бальнеологии, гидрогео-логии, экологии, конституционного, земельного и экологического права провела экспертный анализ этих проектов. В результате был сделан однозначный вывод о том, что их принятие приведет к окончательному выхолащиванию правового статуса курортов Кавказских Минеральных Вод.
Общественники, эксперты и специалисты, видные ученые края бьют тревогу, дабы предотвратить потерю единственного в России эколого-курортного региона федерального значения.
- Кавминводы обладают уникальным лечебно-природоресурсным потенциалом, который по многим показателям не имеет аналогов не только в России, но и в мире, - отмечает Николай Кашурин. - Мы убеждены, что сохранение и рациональное использование природных ресурсов является важнейшей приоритетной задачей властей всех уровней, ключевым фактором успешной реализации государственной политики как в области охраны окружающей среды, так и в сфере здравоохранения. Однако почему тогда положения разработанных Минэкономразвития РФ проектов нормативных правовых актов идут вразрез с названной задачей?
Крайнюю степень недоумения у общественников региона вызывает и то обстоятельство, что подготовкой законопроектов, которые впоследствии должны будут регулировать правоотношения в сфере здравоохранения, природопользования и охраны окружающей среды, занималось министерство экономического блока, а не Минприроды России совместно с Минздравом России, к чьей компетенции относятся эти вопросы.
Одна страница - на всё?
Что же предлагается в проектах постановления и указа? С 1992 года особенности хозяйственной деятельности на КМВ регулируются Положением об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах Ставропольского края и его администрации. Так вот, проектом постановления Правительства РФ названный документ, прошедший проверку временем (в том числе в вопросах охраны и рационального использования природных лечебных факторов, особого режима ведения сельского хозяйства, специфики управления и другом), предлагается признать утратившим силу. На смену ему разработчики прочат нормативный правовой акт, по объему чуть более одной страницы, не содержащий положений, которые бы придали Кавминводам особый правовой статус, режим хозяйствования и охраны природных лечебных ресурсов. А ведь именно на них зиждется существование курортов.
Если проект будет принят в таком виде, общественники и эксперты в один голос предрекают, что в регулировании важнейших для особо охраняемого эколого-курортного региона федерального значения вопросов образуется правовой вакуум.
- Сложится ситуация, когда не будет никакого особого регулирования режима курортов Кавминвод и их правовой режим станет определяться на общих основаниях - наряду со всеми прочими российскими курортами, - подчеркивает руководитель общественников и юристов Ставрополья, при этом напоминая, что Кавминводы обладают несомненной спецификой. - Они являются, как это сказано в Указе Президента РФ от 27.03.1992 № 309 (который также предлагается признать утратившим силу), «всемирно известной местностью с уникальными лечебными и оздоровительными факторами, историко-архитектурным и культурным обликом, ввиду чего должен иметь статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение».
Какое благо и какую защиту курортам принесет новый правовой режим уникального эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды, если он будет определяться так же, как и режим какого-нибудь небольшого курорта, гораздо менее уязвимого в экологическом отношении? Вопрос риторический, ведь такой подход в первую очередь создаст существенные риски ухудшения и без того крайне сложной ситуации на курортах КМВ, а это недопустимо.
Немаловажными являются и вопросы финансирования курортов, включения в курортный регион только четырех курортов федерального значения - Ессентуков, Железноводска, Кисловодска и Пятигорска (причем за чертой останутся все остальные города и территории, в том числе в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках, которые сейчас объединяет округ горно-санитарной охраны курорта).
Эти и другие выводы по результатам проведенной экспертизы Общественная палата Ставрополья направила в адрес федеральных и краевых органов власти, в заинтересованные министерства и ведомства разных уровней. В числе адресатов - Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, помощник Президента РФ - начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации Лариса Брычева, Советник Президента РФ - Председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев, депутаты Государственной Думы Российской Федерации от Ставрополья, Генеральная прокуратура РФ, Общественная палата РФ, губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров и другие.
И вот первая ласточка: на имя Николая Кашурина пришел ответ за подписью Ларисы Брычевой. В нем отмечается, что в настоящее время Минэкономразвития России ведет доработку проектов, которые после поступления в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации будут рассмотрены в установленном порядке, в том числе с учетом поступивших от Общественной палаты Ставрополья замечаний и предложений.
30 января 2021 года