Большая стирка: «антиотмывочный» закон набирает обороты
Вступили в силу важные поправки к «антиотмывочному» закону №115-ФЗ, которые касаются переводов и снятия денег. В частности, снятие свыше 600 тысяч (наличными) в кассе банка, банкомате или зачисление их на счёт теперь будет отслеживать Росфинмониторинг, и если это ведомство заподозрит какие-либо нарушения, то известит правоохранительные органы. Предполагается, что эта мера сильно осложнит жизнь преступникам и теневикам, не любящим платить налоги. Да и простым гражданам, если к ним возникнут вопросы, придётся доказывать происхождение солидных доходов, превышающих зарплату. Появился и ещё ряд ограничений, которые комментирует известный в регионе эксперт Роман Савичев, Герой труда Ставропольского края, генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ».
- №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансировании терроризма», называемый в обиходе «антиотмывочным» законом, был принят ещё в августе 2001 года, и с тех пор в него неоднократно вносились поправки и дополнения, - отмечает Роман Савичев, - потому что преступность не стоит на месте, совершенствуя методы своей «работы», в том числе с использованием новейших технологий. Не будем сбрасывать со счетов и тот факт, что государство стремится скрупулёзно подсчитать доходы добропорядочных граждан, чтобы те невзначай не утаили денежки от налогообложения.
Очередные поправки в «антиотмывочный» закон вступили в силу 10 января 2021 года. Более строгими стали правила проведения операций с наличными, пристально следить за крупными сделками поручено Росфинмониторингу. Если гражданин или юрлицо снимают свыше 600 тысяч рублей в банке, банкомате или зачисляют их на счёт, то Росфинмониторинг, прозванный финансовой разведкой, будет обязан проанализировать сделку и в случае выявления нарушений передать информацию в правоохранительные органы. Причём новые правила теперь касаются и тех предпринимателей, которые работают в розничной торговле. Напомню, ранее они могли пополнять банковский счёт внушительными суммами наличных и не подпадать под контроль «антиотмывочного» закона (операции свыше 600 тысяч проверялись лишь в случае, если они противоречили характеру деятельности фирмы). Правда, возникает вопрос: а не утонут ли банки в объёмах отчётности, если придётся отслеживать все крупные сделки с наличностью, и не ударит ли это по интересам законопослушного бизнеса, опасающегося рисков блокировки счетов? Эта поправка ударит не только по теневикам, но и коснётся граждан, живущих не по средствам. Они должны быть готовы к тому, что однажды придёт следователь и попросит доказать законность происхождения доходов…
Вторая важная поправка связана с попыткой государства контролировать сделки с недвижимостью. Ведь хорошо известно, что граждане, дабы сэкономить на налогах, зачастую продают недвижимость, занизив её стоимость по документам, реально же получая гораздо больше. Теперь же банки обяжут отслеживать расчёты по имущественным сделкам на сумму больше 3 млн рублей — как живыми деньгами (например, помещёнными в банковскую ячейку), так и безналичным путём. Примечательно, что контроль затронет не только покупку и продажу недвижимости, но и аренду, ипотечные сделки и даже найм жилья. Информировать о сделках, превышающих 3 млн рублей, закон обязывает нотариусов, риелторов и юристов. И если сделка покажется Росфинмониторингу подозрительной, то будьте готовы доказывать с документами в руках легальность происхождения денег на покупку.
Не менее актуальна ещё одна «антиотмывочная» поправка, ужесточающая контроль над денежными переводами на сумму свыше 100 тысяч рублей по почте, а также на пополнение баланса мобильника. Конечно, почта сейчас малопопулярна для перевода денег (карты куда удобней), тем более крупной суммы. Но вот если кто-то отправит вам на мобильный телефон внушительную сумму и вы захотите её с баланса вывести, то, вероятно, придётся отвечать на нескромные вопросы оператора и контролирующих органов. Мера эта, как декларирует законодатель, направлена против незаконного обналичивания денег. Однако, на мой взгляд, гораздо чаще для таких схем используются криптовалюта и электронные кошельки. Государство лишь в начале пути по регулированию таких финансовых инструментов.
Что касается криптовалюты, то 31 июля прошлого года Президент Владимир Путин подписал закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте. Этот документ запрещает использовать криптовалюту (излюбленный «инструмент оргпреступности и террористов) для платежей в России, но позволяет ей быть объектом купли-продажи, залога или обмена на другие цифровые активы. Кстати, чиновникам запрещено иметь счета в криптовалюте, а цифровые счета других граждан государство предполагает взять «под колпак» на предмет дальнейшего налогообложения. Что, на мой взгляд, сделать довольно затруднительно.
А вот электронные кошельки граждан («Яндекс. Деньги», «Qivi Кошелек», WebMoney, PayPal и других сервисов) попали в зону пристального внимания государства гораздо раньше, чем криптовалюта, однако вопрос регулирования этой сферы до последнего времени власти не очень-то поднимали. Лишь в прошлом году законодатели запретили снимать и вносить наличные на анонимные электронные кошельки. Эти и другие изменения появились в Налоговом кодексе с 1 апреля 2020 года, однако применяться они стали лишь недавно. С 6 января сего года по указанию ЦБ банки стали делиться с Федеральной налоговой службой информацией об открытии и закрытии электронных кошельков пользователей всех крупнейших платёжных сервисов. Изменилась и процедура идентификации. Чтобы пройти упрощённую идентификацию, клиент должен указать при открытии электронного кошелька фамилию, имя, отчество и номер паспорта. А вот полная идентификация уже потребует личного присутствия гражданина в офисе компании. Цель этого действа опять же двоякая. Во-первых, противодействие финансированию терроризма и распространению наркотиков. Во-вторых, выявление доходов, которые можно обложить налогами. Ведь не секрет, что иногда физлица ведут предпринимательскую деятельность без образования ИП, поскольку не хотят делиться с государством .
Ясно одно, что наступает новая эра контроля властей над движением денег, одна из целей которого перевод многих финансовых расчётов в безналичную форму. А новые технологии позволят уже в ближайшем будущем подсчитать доходы не только фирм, но и простых граждан. Чтобы эффективнее пополнять казну налогами.