© Фото из архива ансамбля.

40 лет назад началась история одного из лучших творческих коллективов края – Государственного казачьего ансамбля песни и танца «Ставрополье», давно признанного настоящим культурным брендом нашего края. Артистам коллектива удается живо воплотить в музыке, песне и танце подлинно народный дух своих предков, прославившихся честью, храбростью и великой любовью к Отечеству, и донести эти эмоции до сердца каждого современного зрителя. Ансамбль «Ставрополье» достойно представляет народное искусство на самых известных площадках России и за рубежом.

«Ставропольская правда» начинает специальный проект, посвященный большой дате: в течение года на страницах газеты будут идти публикации об истории развития, творческих достижениях и людях прославленного ансамбля. Сегодня речь пойдет об основателях «Ставрополья».

В 1981 году председатель Ставропольского крайисполкома И. Таранов обратился с письмом к заместителю председателя Совета Министров РСФСР В. Кочемасову: «Трудящиеся края настоятельно ставят перед нами вопрос о создании профессионального коллектива, в котором бы смогли проявить свои способности и получить возможность дальнейшего роста наиболее способные участники коллективов самодеятельного искусства. Подобного рода профессиональные коллективы имеются у всех наших соседей в зоне Северного Кавказа. Мы вносим предложение о создании в крае профессионального ансамбля общей численностью 62 человека. Мы имеем хорошую основу для создания такого коллектива на базе хореографических коллективов «Ровесник» из Ставрополя и Кисловодска. Имеется способный художественный руководитель – т. Брунилин А.П. (его деятельность получила высокую оценку народного артиста СССР Игоря Моисеева)».

Идея получила одобрение в столице, и вот так новый коллектив возглавили ведущий хореограф края Анатолий Павлович Брунилин и музыкальный руководитель, композитор Виктор Николаевич Камышников, объединив лучших педагогов-хореографов, музыкантов, творческую молодежь, студентов учебных заведений страны.

Анатолий Брунилин занимает особое место в списке основателей ансамбля, да и в культуре края в целом. В Ставрополе он оказался в конце 1950-х на гастролях в составе Краснодарского ансамбля балета. Молодого талантливого специалиста здесь сразу заметили и оценили, и вскоре он перебрался на Ставрополье, отныне ставшее для него по-настоящему родным. Начинал здесь свою карьеру в филармонии, потом всерьез увлекся фольклором, без устали колесил по ставропольским станицам и селам. Материала набралось так много и такого интересного, что постепенно созрела мысль о создании полноценного танцевального коллектива. И вскоре в крае появился ансамбль «Ровесник». Репертуар его Анатолий Брунилин составил из танцев народов мира, однако изюминкой и стержнем программы изначально был казачий фольклор. Недаром впоследствии в названии ныне знаменитого ансамбля непременно будет присутствовать слово «казачий».

© Фото из архива ансамбля.

Затем в Кисловодске Брунилин также с нуля создал танцевальный коллектив «Самоцветы», быстро завоевавший реноме культурной визитки города-курорта. Оттачивая мастерство и репертуар своих подопечных, Брунилин продолжал мечтать о создании в крае профессионального коллектива песни и танца. Вопрос решился через Москву, причем весьма кардинально и обнадеживающе: перевести в полном составе на работу в Ставрополь весь выпуск хореографического отделения Воронежского училища – 25 человек. Это стало солидной поддержкой хореографу.

Пошла новая, серьезная, напряженная и вдохновенная работа. Анатолий Павлович вспоминал: крутился, как волчок. Каких только забот не появилось: помимо изнурительных репетиций руководителю надо было заниматься и обустройством залов, и строительством душевых для танцоров, и, разумеется, налаживанием мастерской по пошиву сценических костюмов. Главным исполнителям сумел выбить квартиры, чтобы молодежь закрепилась в городе, а значит, и в коллективе. Первые гастроли – в Сочи – прошли, как писали газеты, с оглушительным успехом. Оттуда поехали с концертами по союзным республикам и странам соцлагеря. Началась насыщенная гастрольная жизнь, принесшая славу молодому ансамблю. Слово «Ставрополье» начинало обретать мировое признание.

Сегодня номера в постановке Анатолия Павловича Брунилина входят в золотой фонд репертуара ансамбля: «Степь ковыльная», «Ставропольская кадриль», «Хуторской танок», «Казачьи утехи», «Некрасовские вечерушки»... Уникальный колорит казачьего фольклора заблистал новыми яркими красками, открывая зрителю нередко малоизвестные изюминки казачьей народной хореографии.

© Фото из архива ансамбля.

Конечно, всякий успешный коллектив силен хорошей профессиональной командой. Так было и со «Ставропольем», в котором раскрывались и расцветали яркие самобытные таланты. Бесценный вклад в становление и развитие ансамбля внесли народный артист России Леонид Милованов, народный артист России Геннадий Минх, заслуженный артист России Сергей Каяцкий, заслуженный работник культуры России Александр Виниченко, народный артист Украины Анатолий Клоков.

Традиции, заложенные этой славной командой, сегодня достойно продолжает новое поколение одаренных артистов, хореографов, балетмейстеров, фольклористов. И давно стало привычным слышать на каждом концерте, где бы он ни проходил, хоть в небольшом селе или станице, хоть во Дворце культуры большого города, слова восторженно аплодирующего зала – «Любо, «Ставрополье»!

Наталья БЫКОВА

Добрая слава казачья / Газета «Ставропольская правда» / 29 января 2021 г.