© Фото: Александр МАЩЕНКО

Только в этом году современным цифровым оборудованием в нашем регионе оснащают 12 профессиональных образовательных организаций и 90 общеобразовательных, в их числе четыре школы Невинномысска. А в прошлом году в этом моногороде цифровизацию осуществили в двух школах и одной гимназии – № 9. С опытом работы последней предлагаем ознакомиться нашим читателям.

Какова она – школа будущего? За ответом на этот вопрос корреспондент «Ставропольской правды» отправился в гимназию № 9 Невинномысска. Год назад в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» учебное заведение получило два интерактивных комплекса (цифровые панели), два многофункциональных устройства и 38 ноутбуков для учащихся, педагогов, административных сотрудников. Оборудование используется гимназистами и учителями как на уроках информатики, так и при изучении других предметов.

На обычном уроке информатики как раз и побывал автор этих строк. Впрочем, слово «обычный» можно смело взять в кавычки. Личное впечатление создалось такое: нахожусь на научном симпозиуме в исследовательской лаборатории.

На столах у всех участников занятий современнейшие ноутбуки. А еще на вооружении педагога и учеников футуристического вида цифровая панель. Ее возможности, кажется, безграничны. Комплект оборудования состоит из сенсорного экрана со специальными датчиками и мощного компьютера с программным обеспечением последнего поколения. Само собой, и ноутбуки, и панель подключены к сети Интернет.

Как отметила преподаватель информатики и физики гимназии № 9 Инна Геннадьевна Рыбальченко, благодаря использованию панели эффективность обмена информацией между педагогом и учениками повышается в несколько раз. В наличии и бесчисленный спектр презентационных возможностей. Под рукой у преподавателя множество способов ввода текста, специальных формул, геометрических фигур, видеофрагментов. Есть инструменты для цветного рисования. Создание локальной сети в аудитории с участием всех присутствующих (для передачи информации на ноутбуки гимназистов, отсыла во время урока заданий и их последующей проверки) – это и многое другое также стало доступным.

Почему наш рассказ об использовании нового цифрового оборудования мы начали с урока информатики? Овладение информационными технологиями имеет междисциплинарный характер. А значит, решаемые задачи относятся и к другим предметным областям знаний: физике, математике, астрономии и т. д.

Интерактивные комплексы, ноутбуки, полученные гимназией № 9 в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда», используются на всех этапах обучения. Нужно провести в начальных классах факультативы по изу-чению азов компьютерной грамоты? Здесь не обойтись без умной техники. В средних и старших классах ее часто используют на уроках физики, химии, математики, биологии, географии, астрономии и т. д. А внеурочная деятельность? Создание мультимедийных презентаций, разработка научно-исследовательских проектов, подготовка к различным конкурсам, олимпиадам, онлайн-тестирование – и здесь задействовано новое оборудование.

Не забудем такое важное обстоятельство: настоящий преподаватель учится всю жизнь. Учителя 9-й гимназии активно пользуются мультимедийными возможностями современной цифровой техники в ходе специальных вебинаров, направленных на повышение квалификации.

В прошлом году в Невинномысске в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» современным цифровым оборудованием оснастили три общеобразовательных учебных учреждения (гимназию № 9, СОШ № 2 и16.). В этом еще четыре – СОШ № 3, 7, 11, 14. Таким образом, на сегодняшний день уже семь из семнадцати муниципальных общеобразовательных учреждений моногорода обновили свою информационно-коммуникационную инфраструктуру.

А в масштабах края, как было упомянуто выше, в 2020 году современные компьютеры, программное обеспечение, презентационное оборудование получат в общей сложности 12 профессиональных образовательных организаций и 90 общеобразовательных. Финансирование регионального проекта «Цифровая образовательная среда» с учетом привлеченных федеральных субсидий составляет 230,08 миллиона рублей (в том числе 4,46 миллиона рублей – средства краевого бюджета). Для успешной работы по внедрению и функционированию образовательной среды XXI века переподготовку на Ставрополье пройдут 204 педагога.

Каковы дальнейшие планы? Уже к 2024 году на всей территории края будут созданы условия для внедрения современной и безопасной цифровой среды, стимулирующей к саморазвитию и самообразованию обучающихся всех видов и уровней. Что станет еще одним зримым результатом успешной работы на Ставрополье национального проекта «Образование». Этому будет способствовать реализация различных направлений рассматриваемого регионального проекта. Так, в его рамках более года назад на базе помещений «Кванториума» в Михайловске открыли Центр цифрового образования детей «IT-куб». Изучение языков программирования, основ создания и работы мобильных приложений, занятия по робототехнике – это лишь малая часть того, чем заняты школьники в центре.

Также в рамках рассматриваемого регионального проекта сегодня на территории Ставро-полья успешно внедряется интеграционная платформа непрерывного образования, будет продолжен набравший ход процесс оснащения образовательных организаций информационно-коммуникационным оборудованием (с одновременной подготовкой соответствующих кадров) и т. д.

Губернатор Владимир Владимиров неоднократно отмечал, что национальный проект «Образование», а также проект «Здравоохранение» являются наиболее сложными и одновременно социально значимыми.

– Ход их реализации я буду рассматривать по отдельному специальному графику, – такова принципиальная позиция губернатора.

О масштабах же проводимой текущей работы наглядно говорят следующие цифры. Всего в 2020 году на осуществление мероприятий в рамках национального проекта «Образование» в крае предусмотрено без малого 2,7 миллиарда рублей. Строительство трех школ, создание 42 центров образования «Точка роста», обновление материально-технической базы коррекционных школ, открытие детского технопарка «Кванториум» в Невинномысске, ремонт 26 спортзалов и создание 26 спортивных клубов в 43 сельских школах – список завершенных и реализуемых задач можно продолжать и продолжать.

Жизнь, однако, ставит новые цели. Оценивая высокую динамику выполнения важнейшего нацпроекта, Владимир Владимиров недавно особо отметил, что ее необходимо сохранить и в 2021 году.

– Это наш вклад в благополучное будущее детей, – подчеркнул глава края.

Александр МАЩЕНКО

В образование приходит «цифра» / Газета «Ставропольская правда» / 12 декабря 2020 г.