Как старые книги отразили обычай приносить в дом на Новый год живую ёлку
Не знаю, кто как, а я с детства привыкла, что на Новый год в доме живая елочка или какое-то другое хвойное (пихта, сосна). Так было у родителей, так продолжилось, когда я сама стала мамой.
И сейчас, когда мы с мужем уже дедушка и бабушка, стараемся ставить живую сосну, потому что сосна стоит дольше. Ведь исторически наши праздники «выстроились» в продолжительный срок - от Нового года до Крещения. На Новый год празднуем семьей, к Рождеству зовем кумовьев, внуков и крестников, ждём «певцов» «Щедрого вечера». Случалось и так, что украшалась всего одна ветка пихты или стоял в вазе букет из сосновых веточек. Грустно получилось при встрече 2000 года: в новой квартире на табуреточке сиротливо стояла искусственная елочка. Почему-то мало было в тот год елок в продаже, и нам не досталось! Та «запасная» елка до сих пор «дежурит», иногда ставим ее на кухне...
А ведь в пользу именно искусственных ёлок всё чаще и чаще раздаются голоса. Приводятся веские аргументы о спасении лесов, следуют обвинения в адрес таких «губителей природы», как я. На эти выпады обычно отвечала, что в лес с топором не хожу, срубленное деревце покупаю на ёлочных базарах. Оно ведь и предназначено для праздника. Печалит другое: придите на этот базар 1 января, где в лучшем случае увидите брошенные как попало уже никому не нужные ёлки. В худшем – эти же красавицы в мусорном контейнере по соседству.
И вот совершенно неожиданно у моей теории обнаружился защитник - книга 120-летней давности! Автор ее – известный педагог, природовед и лесовод Д. Кайгородов. Его сборник называется «На разные темы: преимущественно педагогические» (СПб, 1901). В нем, в частности, речь идёт о рождественских рассказах, где как раз описаны чувства тех самых «бедных ёлочек», избранных человеком на роль рождественского дерева. Автору не понятно, что хотят сказать некоторые ревнители природы: уничтожить обычай ставить в доме живые ёлки «или же замены живых деревьев искусственными»… Кайгородов приводит в пример ранее имевшие место быть запрещения другого обычая - украшать на праздник Святой Троицы дома и храмы берёзками. Он убежден: серьёзного вреда лесам это не принесёт, а вот отвержение переданных нам предками традиций чревато, поскольку содержится в них «одна из главных сил, привязывающих человека к его родине». Относительно «прекрасного и высокопоэтического обычая рождественской ёлки» автор замечает, что, несмотря на не столь давнее его присутствие на Русской земле, он прижился и глубоко укоренился. Авторам жалостливых сентиментальных стенаний педагог рекомендовал писать о ёлке так, чтобы «… заставить её радоваться и ликовать, что она «сподобилась» высокой чести играть роль «Христова дерева» – постоять хоть несколько дней в чудном волшебном убранстве, доставить столько чистой радости и счастья детям, поднять хотя на несколько часов, на высоту праздничного настроения дух труженика-человека, столь придавленный к земле будничными заботами…». А ведь могла бы погибнуть в лесу, заглушённая другими деревьями, съеденная жуками-короедами или пасть жертвой других вредителей. В противовес лесоохранительной мотивации приводится пример западных стран, берегущих все леса и ухаживающих за ними, как за садами и парками. И в то же время там по-прежнему принято украшать живую ёлку «даже в каждой крестьянской семье».
Писатель призывает не портить «той чистой радости, которую испытывают дети (да и взрослые), собравшись вокруг ярко горящей и разукрашенной рождественской ёлки». Ну не случайно же так живуч обычай ставить живую ёлку. И в известной всем песне появились такие подходящие слова: «И много-много радости детишкам принесла».
За годы работы в библиотеке, изучения многих старинных изданий убедилась, например, в том, что отличительной особенностью дореволюционных изображений новогодней торговли и убранства самого праздника являлись именно ёлочки. Об этом так наглядно свидетельствуют публикуемые в тогдашних журналах «Нива», «Искры» картины. Глядя на них, а еще на счастливые глаза детишек у новогодней ёлки, так хочется сохранить эту красивую традицию!
30 декабря 2020 года