08:43, 29 ноября 2020 года

История воспитания детей в дореволюционный период представлена в ставропольской Лермонтовке

Большим собранием изданий, хранящихся в отделе редкой книги краевой библиотеки имени М.Ю. Лермонтова, представлена история воспитания детей в дореволюционный период. Признаюсь, очень интересно сегодня читать эти давние труды, посвященные материнскому воспитанию.

Например, в книге «Материнское воспитание, основанное на законах природы» члена французской академии наук Ж. Рамбоссона (СПБ, 1872) мне встретилась великолепная цитата из речи французского министра просвещения, который говорил о том, что «мать есть первая и лучшая наставница своих детей, что только она способна вселить в детях благородные чувства и возвышенные идеи, что правила нравственности, преподаваемые в школах, не производят на нас ни малейшего действия, если мы не прониклись насквозь влиянием первых уроков и первых материнских ласк; что сила каждого отдельного гражданина и всего общества берет свое начало в первоначальном воспитании». Целью своего труда автор считает показать роль так называемого пассивного воспитания в жизни ребенка. Не утомительно, без принуждения ребенок воспринимает поведение взрослых, копирует их образ.

Родительскому воспитанию важно быть очень гибким. Простейший пример: едва только ребенок начинает задавать вопросы, ему отвечают по-разному: либо охотно, либо с большим неудовольствием. И следствием этого будут две ветви развития: либо ребенок активно продолжит свое познание окружающего мира, либо замкнется и перестанет задавать вопросы, становясь все более равнодушным. И как же тяжело такому ребенку прийти в школу, он не подготовлен к знакомству с отвлеченными понятиями, потому что не знает ответов на простые вопросы. Поэтому предлагается обратить внимание, например, на рисование. И помнить, что первоначальное развитие обязательно скажется на всей дальнейшей жизни ребенка и относиться к нему надо ответственно.

Поражает само название следующей книги - «Исповедь матери» (1876 г.). Это главное педагогическое сочинение Евгении Ивановны Конради. В посвящении, обращаясь к своим детям Алексею и Ольге, автор предполагает, что книга ими будет прочитана «не теперь», но то, что было «пережито и передумано с вами и без вас», может принести пользу другим, как важный опыт. С большим чувством рассказывает автор о первых впечатлениях женщины, ставшей мамой. О том самом, услышанном и воспринятом ею первом страдальческом плаче ребенка, о тех моментах, когда материнская чуткость позволяет действовать лучше любых докторов.

Одним из важнейших и самых трудных Е. Конради считает привитие детям привычек вежливости и деликатности в обыденных отношениях, умение уважать личность другого. И тут огромная роль принадлежит, конечно, игре. Однако игры, оказывается, тоже могут быть неприятны детям! Это если взрослые заставляют играть. Или навязывают скучную экскурсию на природу, когда вместо вольного передвижения по лугам маленький человек должен педантично изучать строение цветка или запоминать научное название какого-нибудь растения. После такого «воспитания» порой приходится долго прививать уже взрослому человеку интерес к той же ботанике. Не менее любопытны главы книги, посвященные борьбе со страхами, воспитанию справедливости и великодушия. С присущими той эпохе настроениями и нюансами. Например, довольно непривычно сегодня представить, чтобы дети «заспорили и чуть не побранились из-за Пушкина и Некрасова».

Начиная свою книгу «О воспитании детей в первые годы жизни» (СПб, 1870), известный педагог Мария Михайловна Манассеина ссылается на Пифагора, более чем 2000 лет назад справедливо утверждавшего, что злые люди существуют на свете только вследствие дурного воспитания. И с тех пор жизнь и наука лишь подтверждают верность этой мысли. С горечью отмечает автор, что наше воспитание «считает необходимым знание имен римских императоров и не считает нужным объяснить будущим матерям и отцам то, как следует кормить, ходить за ребенком; как будто жизнь и здоровье детей ничего не значат!». Этим объяснением и пытается заняться педагог, приводя примеры элементарной организации быта семьи, в которой родился ребенок. Неоднократно подчеркивая действенность родительского примера, материнских основ воспитания, автор подробно рассматривает первые дни и месяцы новорожденного. И если размер пеленок и вообще вид ребячьих одежек за столетия изменился, то вот материнское обращение с ребенком по-прежнему неизменно актуально. Как купать, чем кормить, когда начинать занятия гимнастикой - об этом сегодня написано много. А вот о воспитании, которое матери предпочитают перекладывать на других, не всегда пишут так прямо, как это делает М. Манассеина. Самое ценное - общение матери и ребенка. Наблюдение за своим малышом мать может вести уже во время кормления, но если этот процесс поручается кормилице, а позднее - няне, то и вырастет ребенок, маме незнакомый. Если у некоторых отцов процесс воспитания начинается не раньше, чем ребенку исполнится 6 лет, то общение матери с ребенком, понимающим слова, научившимся петь и говорить, - совершенно особенное.

Весьма любопытны рассуждения педагога-матери о запоминании слов родного языка, о чтении. К примеру, сказки и басни она вообще не рекомендует, как… вредные для развития воображения ребенка! Оригинальное соображение, с которым многие, конечно, поспорят… И вряд ли, считает М. Манассеина, нужно учить стихи, в которых ребенку непонятно значение слов. Тут с ней можно только согласиться. Да и играть тоже необходимо уметь. Взрослым можно участвовать в ребячьих играх, но нужно дать возможность ребенку играть самому, для него это тоже полезный опыт. Изобилие игрушек явно вредит (и современные примеры в этом убеждают!), а общение с природой полезно. Эти вечные истины, объясняемые автором на живых примерах, делают ее труд и увлекательным, и полезным на все времена.

А вот лицо другого автора известно нам по картинам Н. Ярошенко «Курсистка» и «В теплых краях». О произведении Анны Константиновны Чертковой «Из моего детства. Воспоминания А.К. Чертковой» (1911 г.) сам Лев Толстой, читая ее в рукописи, сказал: «Очень хорошо». И это не случайно, потому как в книге виден живой характер и настроение самого автора. Чувствуется, что воспоминания о детстве доставляют удовольствие Анне Чертковой. И зная, что особенно в воспитании ценны первые годы жизни ребенка, она не упускает из виду разных мелочей, дорожит ими. Так, в отдельную главу выделено влияние отца и матери на детей в раннем детстве. Автор подмечает, что строгий к сыновьям отец был менее строг к дочери. Однако во всех детях он воспитывал привычку быть аккуратными. И не бояться темноты, избавляться от иных детских страхов тоже учил именно отец. Мать же больше внимания уделяла воспитанию в православном духе. Что касается игр, здесь мать отличалась спокойствием и тактичностью, а отец вносил задор и, сам увлекаясь игрой, становился… ребенком, мог даже раздражаться, обижаться, ссориться. Как все это созвучно и нынешним семьям, отношениям детей с матерью и отцом...

Много места уделяет А. Черткова обучению чтению, а также совместному с ребенком рассматриванию гравюр в иллюстрированном альманахе. А еще автор, уже будучи взрослой, мыслями возвращается в детство, к своей няне, горюя о том, что «никто уже не назовет тебя «деточка», с грустью рассуждает о невозвратной поре счастливого детства.

Антонина АШИХМИНА
««Колени матери – лучшая школа»»
Газета «Ставропольская правда»
28 ноября 2020 года