Ставропольцам рассказали, как разрешить конфликт интересов
Как помогают законы
В России уже много лет существует хорошая и, главное, эффективная законодательная база по борьбе с коррупцией. Есть она и в Ставропольском крае.
Достаточно назвать несколько основополагающих документов. Это Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утвержденные Указом Президента Российской Федерации в июне 2018 года. В июле 2017 года был принят краевой Закон № 92 «О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами Российской Федерации, претендующими на замещение муниципальных должностей в Ставропольском крае, и лицами, замещающими муниципальные должности в Ставропольском крае, и порядке осуществления проверки достоверности и полноты представляемых сведений».
Среди других законодательных актов антикоррупционной направленности нужно назвать программу противодействия коррупции в Ставропольском крае на 2017 - 2020 годы, утвержденную постановлением правительства СК. На ее основе были разработаны планы по противодействию коррупции органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления муниципальных образований. На основании этих и других документов была создана и эффективно действует в крае государственная политика противодействия коррупции.
Сейчас на Ставрополье идет работа над проектом новой программы противодействия коррупции на 2021- 2025 годы.
Инициатором всех этих процессов выступает губернатор Ставрополья Владимир Владимиров. Это свидетельствует, что все мы заинтересованы, чтобы власть и каждый ее представитель работал и жил честно. А мешает этому зачастую конфликт интересов.
Что такое конфликт интересов
Что это за зверь такой, этот самый конфликт интересов, спросит читатель? А давайте разберемся! С любым конфликтом нужно справляться, иначе - давно известно - до хорошего не доведет. Что же такое конфликт интересов? С ним нужно бороться? Адресую вопросы заведующей отделом по профилактике коррупционных правонарушений аппарата правительства Ставропольского края Юлиане Радченко.
- Конфликт интересов, - говорит она, - это такая ситуация, когда личная заинтересованность человека может повлиять на процесс принятия решения и таким образом принести ущерб интересам общества, привести к негативным последствиям.
Проще говоря, конфликт интересов - это конфликт личных интересов должностного лица с интересами государства, службы, должностными обязанностями. То есть в какой-то момент человек начинает «работать» на себя, а не на общество, которое доверило ему исполнять ту или иную обязанность. И выбирать, что ему выгоднее сделать или не сделать. Чаще всего такие ситуации случаются, когда речь идет о родственниках. Например, работает в подчинении у чиновника брат-сват, и работает плохо. Но увольнять его вроде жалко. Вот и возникает дилемма между долгом и какими-то связями, в том числе родственными.
Вспомните еще грибоедовское: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..».
- Давайте определимся еще с одним понятием, - продолжает Ю. Радченко. - Поймем, что такое «личная заинтересованность». Это возможность получения денег, выгод, каких-либо благ и преимуществ должностным лицом в своих интересах или в интересах родственников или свойственников. На деле это означает, что отношения со всеми этими людьми должностное лицо не должно ставить выше интересов службы.
- А родственники - свойственники это кто?
- Это достаточно широкий круг лиц: родители, дети, супруги, братья-сестры, супруги детей, дети супругов и другие люди, с которыми должностное лицо и его родственники состоят в имущественных, корпоративных и иных близких отношениях. Все, с кем есть общий интерес.
И как с ним бороться?
Так нужно бороться с конфликтом интерсов или нет? По словам Юлианы Радченко, с конфликтом интересов нужно не столько бороться, сколько не допускать и урегулировать его. Именно такая формулировка предусмотрена российским антикоррупционным законодательством. А по большому счету, задача состоит в том, чтобы исключить саму возможность конфликта интересов.
Кто же отслеживает такие ситуации? Кто занимается урегулированием конфликта интересов? Как оказалось, давно существует и успешно зарекомендовал себя целый набор инструментов и механизмов. Прежде всего это комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и по урегулированию конфликта интересов. Они есть в каждом государственном и муниципальном органе. В их составе - представители юридической службы, кадровой, лицо, ответственное за профилактику коррупционных правонарушений. Как независимые эксперты, хотя такого официального статуса нет, в комиссию приглашаются представители организаций гражданского общества. Работает такая комиссия под председательством заместителя руководителя государственного или муниципального органа.
В органах исполнительной власти Ставрополья и органах местного само-управления края на заседаниях комиссий по урегулированию конфликта интересов в 2019 году было рассмотрено более 1900 вопросов, касающихся представления недостоверных или неполных сведений о доходах, несоблюдения требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов и других. По их результатам за 2019 год замечания или выговоры получили более чем 300 гражданских и муниципальных служащих.
Нельзя не отметить, что конфликты интересов гораздо шире, чем цитированные из «Горя от ума». Но они уже достаточно хорошо изучены и легко определяются сведущими людьми. Интернет утверждает, что они делятся на реальные, потенциальные и мнимые. Вновь обращаюсь за разъяснениями к Юлиане Радченко.
- В законодательстве такой градации нет, - отмечает она. - Но конфликт интересов можно разделить на возникновение личной заинтересованности (это уже реальность) либо возможное возникновение такой заинтересованности (это будущая угроза). Но и ту, и другую ситуацию нужно урегулировать.
Родственники, династии и профилактика
А что же чаще всего становится причиной конфликта интересов? По мнению Ю. Радченко, в сфере государственной, гражданской и муниципальной службы конфликт интересов чаще всего фиксируется при приеме на работу. Об этом свидетельствует и общероссийская, и ставропольская статистика. Не зря же существует законодательный запрет близким родственникам работать в непосредственной подчиненности и подконтрольности.
И еще. Очень часто в ряде муниципальных органов сотрудники отдела по профилактике коррупционных правонарушений аппарата правительства Ставропольского края отмечали такие ситуации, когда нет непосредственной подчиненности и подконтрольности, например, между матерью и сыном, но определенное взаимодействие между ними существует. Часто бывает, что один из родственников работает в подведомственном учреждении. Управление образования и школа, например. Естественно, государственный или муниципальный служащий не должны проверять родственников и принимать другие управленческие решения. А как же династии врачей, учителей? Преемственность поколений есть и в других профессиях. Вновь адресую вопрос Ю. Радченко.
- Все меры профилактики и все меры урегулирования, - говорит она, - не против династий. Недопустимо, чтобы вся эта династия сосредоточилась в одном образовательном или лечебном учреждении. Первый этап урегулирования еще не произошедшего, не состоявшегося конфликта - это представление определенного законом обязательного «уведомления о конфликте интересов». Самый главный способ разрешения конфликта - это его не допускать. Лучше принять меры, как говорится, до того. На это и направлена деятельность лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений.
Такое заявление будет обсуждено на заседании комиссии по урегулированию конфликта интересов и приняты соответствующие меры. Если конфликт виден явно, то комиссия его рассмотрит и будут приняты меры: изменение должностных обязанностей, чтобы у родственников не было соприкосновения между собой. Могут быть предприняты и иные действия, в том числе и отстранение от должности.
Частный - не значит безответственный
А как обстоят дела в частном бизнесе? Бывает ли там конфликт интересов? Бывает. Но различия в реакции на такой конфликт определены на уровне законодательного регулирования. Если в отношении должностных лиц все четко урегулировано в законе о противодействии коррупции, есть набор механизмов и инструментов, есть комиссии.
- В бизнесе отсутствует запрет на подчинение близких родственников, соответственно, там работают другие механизмы, - объясняет Ю. Радченко. - Частные организации и даже госкорпорации, другие предприятия частного сектора должны принимать меры по урегулированию конфликта интересов в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона о противодействии коррупции. Там четко прописано, какие меры должны быть предприняты, какие нормативно-правовые акты приняты.
Больше - уже по желанию владельцев или учредителей предприятий негосударственного сектора. Все больше из них прибегают к так называемому комплаенс-контролю. Проще говоря, это правило внутреннего контроля, способность действовать в соответствии с порядком, набором требований или запросов. Термин чуть шире, чем корпоративная этика. Но в уставе корпорации требования по избежанию и урегулированию конфликта интересов могут быть прописаны.
Нарушения и наказание
Какое же наказание ждет служащих за возможный или реальный конфликт интересов? Это замечание, выговор и крайняя мера - увольнение по утрате доверия с последующим включением в Федеральный реестр уволенных по утрате доверия.
Кстати, напомню, в Ставропольском крае масштабная работа по урегулированию конфликта интересов началась с 2015 года. С этого времени в регионе привлекли к ответственности 1300 должностных лиц. Около 25 человек уволили по утрате доверия. За это время на Ставрополье значительно выросло и количество проверок и заседаний комиссий по урегулированию конфликтов интересов и увеличилось количество привлеченных к ответственности.
И все-таки главное в антикоррупционной работе органов государственной и муниципальной власти не наказание, а профилактика. На Ставрополье так уж точно действуют по этому принципу.
20 ноября 2020 года