На Ставрополье в сельских школах создали 112 «точек роста»
Благодаря вниманию, уделяемому органами государственной власти региона реализации важнейшего направления, в крае за два года инновационные образовательные площадки приняли на обучение более 40 тысяч сельских школьников. Ребята получили возможность осваивать самые современные научные, исследовательские, медийные технологии.
Как обеспечить доступ детей, живущих в селах, к лучшим образовательным практикам? Как школьникам получить актуальные знания вне зависимости от места проживания? Эти и многие другие проблемы на Ставрополье решает региональный проект «Современная школа» национального проекта «Образование». Он, помимо прочего, предусматривает создание центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
В масштабах России с 2019 года в 81 субъекте в школах сельских территорий и малых городов, в рамках реализации национального проекта «Образование», создано порядка 5000 инновационных центров. В Ставропольском крае в прошлом году в 26 муниципалитетах открыли 70 «Точек роста».
А этой осенью в сельских школах нашего региона начали работу еще 42 «Точки роста». На их оснащение оборудованием из федерального и краевого бюджетов выделено более 46 миллионов рублей.
Реализацию регионального проекта «Современная школа» осуществляет министерство образования Ставропольского края. Началу деятельности «Точек роста» предшествовала большая подготовительная работа, проделанная ведомством. Выбор специальных площадок на базе школ для организации образовательного процесса, согласование с Минпросвещения России дизайн-проекта центров и перечня необходимого оборудования - это еще не все. Педагоги, работающие в «Точках роста», обязательно проходят курсы повышения квалификации, которые направлены на формирование успешного владения высокотехнологичным оборудованием и профессиональное развитие.
Задача «Точек роста» - охват своей деятельностью на обновленной материально-технической базе не менее 100 процентов учеников школ, осваивающих основную общеобразовательную программу по предметным областям «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности». Также не менее 70 процентов от общего числа учащихся вовлекают в освоение дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм обучения.
Кому-то вышеприведенное описание покажется суховатым. Но если предметно рассмотреть опыт работы «Точек роста» на Ставрополье, становится неоспоримо ясным такой факт. Еще два-три года назад рассказ о современных образовательных, медийных технологиях, дошедших до самых отдаленных сел нашего региона, показался бы фантастикой. А сегодня уже никого особо не удивляет, что ребята из сельской глубинки Ставрополья осваивают суперсовременные компьютеры, работают с 3D-принтерами, управляют квадрокоптерами, используют шлемы виртуальной реальности, создают анимационные фильмы, готовят контент для электронных СМИ. Инновационные площадки торят дорогу в будущее ребятам, которые совсем скоро станут квалифицированными рабочими, инженерами, конструкторами, журналистами…
Чтобы показать, как «Точки роста» меняют образовательную среду в отдельно взятой территории, отправимся в Андроповский район. Здесь в 2019 году в рамках регионального проекта «Современная школа» создали три центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе трех школ. Они расположены в селах Курсавка (СОШ № 1), Водораздел (СОШ № 5) и Солуно-Дмитриевском (СОШ № 11). Школы получили от министерства образования СК по договорам передачи в безвозмездное пользование оборудование на общую сумму 4 миллиона 815 тысяч рублей.
Занятия в «Точках роста» в Андроповском районе ведут педагоги, которые прошли специальные курсы повышения квалификации на базе технопарков «Кванториум» и в учебном центре Федеральной противопожарной службы (Астрахань).
Перед учащимися из Курсавки, Водораздела, Солуно-Дмитриевского в «Точках роста» с прошлого года открыто множество дорог. Так, «физики» углубленно участвуют в работе научных лабораторий различного рода (робототехника, программирование и т. д.), гуманитариев ждут кружки для будущих журналистов и PR-специалистов. Также во всех центрах предусмотрено обучение игре в шахматы. Древняя игра развивает умственные способности, абстрактное мышление, творчество, стратегическое планирование.
Самое главное, андроповские школьники в рамках работы «Точек роста» получают новые возможности для научно-исследовательской, творческой и иной деятельности. На вооружении у ребят мобильные классы, оснащенные мощными компьютерами, квадрокоптеры, шлемы виртуальной реальности, многофункциональные центры, 3D-принтеры, интерактивные доски и т. д. А если юный исследователь хочет воплотить свои инновационные предложения в жизнь? Для создания макета или прибора пригодятся мультитулы (универсальный инструмент с множеством функций), конструкторы, шуруповерты, электролобзики, дрели, другое оборудование и инструменты, всевозможные расходники.
Сегодня школьники Андроповского района, проходящие обучение в «Точках роста», успешно представляют свои проекты на краевом фестивале наук «Наука 0+». Участвуют также ребята в работе малой технической академии, центра для одаренных детей «Поиск», малой академии наук. Впечатляет список всероссийских, краевых и районных конкурсов, в которых за два неполных года заняли первые и призовые места учащиеся тех школ района, где функционируют «Точки роста».
В Андроповском районе работа в «Точках роста» буквально кипит - и во время уроков, и в ходе кружковой деятельности. Так, в школе № 1 имени П.М. Стратийчука (село Курсавка) в рамках Центра образования цифрового и гуманитарного профилей создали девять групп по внеурочным направлениям. Ребята изучают основы компьютерного, промышленного дизайна, технологию проектирования в среде Scratch, в 3D-среде разрабатывают приложения виртуальной и дополненной реальности, создают программы на языке Python для беспилотных летательных аппаратов. «Шахматы», «Спасатель», «Проектирование материальной среды» - эти направления тоже пользуются популярностью.
Также материальная база «Точки роста» используется школой № 1 при подготовке социально-культурных мероприятий, открытых уроков, мастер-классов. Только в прошлом учебном году благодаря образовательному центру провели 28 таких мероприятий.
Знания и умения, полученные благодаря вовлеченности в работу «Точки роста», позволили воспитанникам школы успешно выступить на одном из этапов Всероссийской олимпиады по финансовой грамотности, в конкурсе технологических 3D-проектов и конкурсе юных конструкторов… Даже в фестивале дронов поучаствовали ребята!
Что дальше? Недавно, в сентябре, еще одна школа Андроповского района, расположенная в станице Воровсколесской (СОШ № 2), стала базой для создания очередной «Точки роста». Ребята с ходу включились в работу инновационной площадки, их ждет немало интереснейших открытий.
В 2021 году деятельность по обновлению материально-технической базы отрасли образования Андроповского района продолжится. Число «Точек роста» удвоится: новые центры откроют на базе еще четырех общеобразовательных школ территории.
А в масштабах Ставропольского края к 2024 году будут работать в общей сложности 289 «Точек роста». В том, что намеченные планы удастся исполнить, сомнений нет. Залогом тому внимание, уделяемое органами государственной власти региона, губернатором Владимиром Владимировым реализации важнейшего направления в сфере образования.
Процесс создания, функционирования, развития центров образования цифрового и гуманитарного профилей находится под личным контролем главы края. Так, в ходе недавнего посещения одной из «Точек роста» Владимир Владимиров предложил педагогической общественности начать обсуждение следующих вопросов: какие еще направления можно вовлечь в работу центров, какое в этом случае дополнительное оборудование может потребоваться.
- У нас есть инструменты, чтобы заполнить эти ниши, например краевая программа «Дети Ставрополья», - подчеркнул губернатор. - Наша цель - создать в крае максимально широкие возможности для развития детей, и мы готовы рассматривать для этого все предложения.
6 ноября 2020 года