Роман Савичев

Роман Савичев

Минтранс и Госавтоинспекция подготовили объемный блок поправок в Правила дорожного движения (ПДД), которые коснутся не только водителей традиционных транспортных средств, но и любителей погонять на индивидуальных колесах – гироскутерах, электросамокатах и т.д. Упорядочить передвижение предлагается даже для скейтбордистов и роллеров. О плюсах и минусах этих новаций – комментарий нашего постоянного эксперта Романа Савичева, генерального директора ОАО «Юридическое агентство «СРВ», которое является победителем в ряде номинаций авторитетного среди юристов портала Право.ру.

– Проект этих поправок в ПДД разрабатывается с 2019 года, – отмечает Роман Савичев. – Он дважды проходил через общественные слушания, корректировался, подвергался критике, в том числе Общественной палатой и теперь, похоже вышел на финишную прямую – попал в аналитический центр при Правительстве РФ. Думаю, отчасти проволочки с принятием поправок связаны с тем, что разработчики замахнулись на очень большой объем изменений, и возник даже вопрос: а не заставят ли водителей повторно сдавать экзамен? Уверен, до этого не дойдет.

Итак, о сути поправок в ПДД. Особняком стоит абсолютно новый блок, касающийся средств индивидуальной мобильности – СИМ. Термин этот лишь недавно вошел в употребление, его предложил Минтранс, характеризуя СИМ как «устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя или мускульной энергии человека» (за исключением велосипедов и инвалидных колясок). В перечень СИМ входят электоросамокаты, моноколеса, сегвеи, а также коньки, в том числе роликовые, скейтборды и другие «игрушки». Впрочем, многие из них далеко не безобидные, например, некоторые модели электросамокатов развивают скорость до 70 километров в час, и, наверное, не один водитель поседел, когда такой вот экстремал вдруг внезапно появлялся рядом с авто на проезжей части. До сих пор нет четких правил, регулирующих движение СИМ. Что же предлагают разработчики?

Во-первых, предлагается ввести новые дорожные знаки: «Движение лиц на СИМ запрещено», «Лица на средствах индивидуальной мобильности», «Кроме лиц на СИМ». Во-вторых планируется, что статус пешехода утратят все лица старше 7 лет, передвигающиеся на средствах индивидуальной мобильности. Ребенок до семи лет сможет кататься на СИМ только в сопровождении взрослых и только на тротуарах и пешеходных дорожках. Детям от 7 до14 лет разрешат кататься там же, но одним. Подростки старше 14 лет смогут пользоваться велополосами и тротуарами, а там, где их нет, им можно будет выезжать на правый край проезжей части или на обочину улицы, но при условии, что у СИМ есть тормоза, фонарь и катафоты. И в-третьих, при совместном движении с пешеходами владельцам СИМ будет запрещено разгоняться быстрее 20 километров в час. И еще: на подобных средствах передвижения запрещено будет ездить в состоянии алкогольного опьянения.

Скажу, что эти инициативы восприняты неоднозначно. Мне, например, трудно представить, как сотрудники ГИБДД с радарами и алкотестерами будут гоняться в парке за подростками, рассекающими на электросамокате или гироскутере: а не превысил ли он разрешенную скорость, а трезвый ли?! Я это к тому, что любые правила, любой закон должны иметь надежный механизм и ресурсы для исполнения. Далеко за примерами ходить не нужно. Вот в Ставрополе в парке Победы уже давно запретили езду на велосипедах по центральной аллее. И что? Велосипедисты как катались здесь на больших скоростях, так и катаются, нередко травмируя прохожих. А работники парка и полиция смотрят на это безобразие сквозь пальцы…

К слову, само ведомство ГИБДД выступает за то, чтобы владельцы роликов, коньков и самокатов по-прежнему подчинялись правилам для пешеходов. И пока что можно взыскать с владельца СИМ компенсацию ущерба за травму в результате ДТП лишь в суде в рамках Гражданского кодекса. И кстати, за вождение в пьяном виде максимум что им грозит – штраф в 1500 рублей, как пешеходу, за нарушение ПДД. В общем это большая проблема, и с каждым годом она становится все острее. По данным Госавтоинспекции, в 2017-2019 годах произошло 140 дорожно-транспортных происшествий с участием средств индивидуальной мобильности, в результате которых 4 человека погибли.

Еще один большой блок поправок в ПДД, касается «обычных» транспортных средств. Разработчики предлагают изменить правила тонировки автомобилей – уменьшить лимит пропускаемости света лобовым стеклом с 75% до 70% (надо признать, не очень-то большая уступка для любителей «глухой» тонировки). Правда, тонировка прочих стекол не будет нормирована. Что касается аптечки, огнетушителя и аварийного знака, то в машине можно будет иметь любые из них, невзирая на госстандарты. Автобусы, перевозящие детей, должны будут использовать оранжевые маячки. И еще любопытное нововведение: если сзади под стеклом автобуса загорелась надпись «Внимание, пассажир», то следующий за ним автомобиль обязан будет остановиться и ждать, пока выйдут все пассажиры, а надпись – потухнет.

Думаю, что актуальны и поправки, ограничивающие скорость для автобусов. Разгоняться до 90 километров в час смогут лишь те из них, что оборудованы ремнями безопасности в салоне и не имеют стоячих мест. Для остальных, например, маршрутных автобусов потолок составит 70 километров в час. (Сегодня за населенным пунктом все автобусы могут развивать скорость 90 километров в час). В поправках, предлагаемых в ПДД, также обращают на себя внимание запрет парковки на «островках безопасности» и расширение зоны действия знаков «Стоянка запрещена».

Андрей ВОЛОДЧЕНКО