Для аккуратных водителей ОСАГО должен стать дешевле
О том, каким образом страховые компании теперь рассчитывают свои тарифы и реально ли увидеть снижение стоимости полисов, мы сегодня беседуем с заместителем управляющего Отделением Ставрополь Южного ГУ Банка России Игорем ШАПИНЫМ.
- В автостраховании регулярно что-то корректируется, и снова в фокусе внимания оказались цены. Что именно изменено на этот раз? И действительно ли аккуратная езда может обходиться дешевле?
- Да, изменения направлены как раз на более справедливое ценообразование для страховых полисов ОСАГО. Суть индивидуализации заключается в следующем: теперь страховщики в базовом тарифе полиса смогут учитывать индивидуальные особенности вождения автовладельца, которые влияют на степень риска возникновения страхового случая. C 24 августа вступили в силу поправки к закону об ОСАГО.
Безусловно, водительский стаж и факты ДТП остались для страховых компаний ключевыми факторами при оценке клиентов, но далеко не единственными. В расчет при формировании базового тарифа полиса ОСАГО могут приниматься еще нарушения правил дорожного движения, а также возраст и пробег транспортного средства, семейное положение водителя и наличие у него детей, телематика в машине (то есть наличие оборудования ГЛОНАСС и подобных устройств) и др. Списки факторов страховые компании обязаны публиковать на своих сайтах. Причем сопровождаться они должны онлайн-калькуляторами, чтобы любой водитель мог самостоятельно рассчитать цену своего полиса и, соответственно, выбрать наиболее выгодного для него страховщика.
- Кое-где в комментариях к нововведениям говорится, что минимальная и максимальная стоимость ОСАГО для легковушки могут различаться более чем в два раза. Это так?
- Расчеты ведутся от базового тарифа полиса ОСАГО. 5 сентября этого года Банк России расширил границы этого тарифного коридора. И вот как раз в его рамках страховщики смогут учитывать все факторы водительского опыта и предлагать справедливые цены и тем самым стимулировать аккуратных водителей.
Например, теперь для легковых автомобилей физлиц коридор базового тарифа расширился на 10% в большую и меньшую стороны. Минимальная ставка может составлять 2471 рубль, а максимальная (для самых недисциплинированных) - 5436 рублей. Для легковых авто в собственности юрлиц и для грузовиков коридор расширен на 20%, а для владельцев такси – на 30% в большую и меньшую стороны. Даже для общественного транспорта минимальная ставка полиса ОСАГО понижена на 5%.
Таким образом страховая компания в первую очередь индивидуально для вас определяет базовый тариф полиса, учитывая все факторы, которые я упомянул. А после этого накладываются коэффициенты.
Я думаю, их автовладельцы уже хорошо знают. Это коэффициент мощности автомобиля, коэффициент ограничения (когда машиной управляет не один, а несколько человек), коэффициент территории, коэффициент бонус-малус (это ваша аккуратность за рулем), коэффициент возраста - стажа и другие. И в результате перемножения базовой ставки на эти коэффициенты вы получаете итоговую стоимость своего полиса ОСАГО. И вот как раз она индивидуальна(!), потому что в ней учтены именно ваши особенности вождения и риски, связанные с ними.
- С одной стороны – персонализация, с другой – сохранение коэффициента территории. Этот параметр понятен далеко не всем. Какая разница, езжу ли я по ставропольским дорогам или, например, по питерским…
- Не соглашусь, логика в учете рисков территории все же есть. Обычно, чем больше машин на дорогах, тем выше вероятность аварии, поэтому в мегаполисах ОСАГО дороже.
Однако в рамках реформы территориальные коэффициенты в большинстве регионов, включая Ставрополье, снизились, что также может способствовать уменьшению стоимости полиса ОСАГО. В этом, повторюсь, и состоит принцип индивидуализации: чтобы стоимость зависела в наибольшей степени от индивидуальных особенностей вождения автовладельца.
- А остаются ли риски подорожания полисов? Потому что в удешевление чего-либо у нас верится с трудом…
- Мы не видим причин для роста средней стоимости полиса ОСАГО в ближайшее время. Наоборот, аккуратные и ответственные водители смогут покупать полис ОСАГО дешевле, чем раньше! Для менее дисциплинированных водителей цена, возможно, вырастет. Мы считаем это справедливым подходом. ОСАГО – это не та услуга, цену на которую можно установить по принципу «средней температуры по больнице». Здесь необходим индивидуальный учет всех рисков. И такой подход может стимулировать водителей к соблюдению правил дорожного движения и сокращению числа аварий.
- Но, тем не менее, распространена ситуация с коэффициентом бонус-малус, когда человеку этот коэффициент аккуратности вождения назначают очень высоким, хотя он уже несколько лет ездит без аварий. Как быть в данном случае?
- Тогда нужно написать в страховую компанию заявление в свободной форме с требованием проверить ваш коэффициент бонус-малус. Страховщик перенаправит ваш запрос в Российский союз автостраховщиков, где в течение пяти рабочих дней проведут проверку.
Если выяснится, что какие-то компании ранее подали о вас в базу неверные или противоречивые сведения, любые ошибки будут трактоваться в вашу пользу. Например, если в базе окажется несколько КБМ от разных страховщиков, в ней останется минимальный. И тогда страховая компания пересчитает вам цену полиса.
23 октября 2020 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
