Общественная палата Ставрополья разъяснила плюсы очного обучения
Общественное обсуждение одной из наиболее волнующих накануне нового учебного года тем – темы внедрения дистанционного обучения в систему общего и среднего образования – провела Общественная палата Ставропольского края.
- В региональные общественные палаты, а значит, и в наш адрес, поступил запрос от Общественной палаты Российской Федерации, которая планирует в формате «нулевых чтений» обсудить уже внесенный в Государственную Думу законопроект, посвященный дистанционному обучению, - прокомментировал руководитель общественников Ставрополья, заслуженный юрист РФ Николай Кашурин. - В связи с этим мы с привлечением экспертного сообщества, общественности и заинтересованных структур собрали мнения по данному вопросу. С учетом того, что точки зрения основных участников обсуждения совпали, была составлена и утверждена Советом ОП СК итоговая справка.
В документе, который уже направлен в адрес Общественной палаты России, представлен аналитический материал, не оставляющий сомнений в ущербе, который может нанести и всей системе образования, и каждому обучающемуся в отдельности, а значит, и будущему всей страны так называемая «дистанционка».
Учитывая важность и актуальность вопроса, «Ставропольская правда» публикует справку ОП СК полностью.
В период действия установленных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) ограничительных мер занятия в школах, лицеях, гимназиях, колледжах и техникумах проводились с использованием дистанционных образовательных технологий.
На этом фоне все чаще стали звучать предложения о замене реализации основных общеобразовательных программ в традиционном формате дистанционным обучением.
В частности, группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 963511-7 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по вопросу добровольности дистанционного обучения» (далее - законопроект), которым предлагается в качестве условия применения дистанционных образовательных технологий закрепить обязательное письменное согласие обучающихся (законных представителей обучающихся).
В свою очередь, без такого согласия будет допускаться дистанционное обучение только при введении на соответствующей территории режима повышенной готовности, режима чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения. Финансовое обеспечение применения дистанционных образовательных технологий в таком случае предлагается возложить на бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем имеются серьезные опасения, что принятие данного законопроекта станет первым шагом к полной замене традиционных уроков за партами школ, гимназий и лицеев дистанционным обучением.
Учитывая широкий общественный резонанс рассматриваемого вопроса, Общественная палата Ставропольского края организовала обсуждение подобных инициатив, в рамках которого изучены мнения всех заинтересованных органов, организаций и учреждений.
В частности, в дискуссии приняли участие уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае, уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае, общественный совет при министерстве образования Ставропольского края, Ставропольская краевая организация профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, Ставропольский краевой совет женщин, совет отцов Ставропольского края, общественные советы всех муниципальных районов и городских округов Ставрополья, специалисты и эксперты в сфере образования, педагогики, детской психологии и многие другие.
Кроме того, министерством образования Ставропольского края по запросу Общественной палаты проведен опрос общеобразовательных организаций края относительно внедрения в реализацию основных общеобразовательных программ дистанционных образовательных технологий, а также полной замены традиционного обучения дистанционным.
По результатам состоявшегося широкого общественного обсуждения его участники единогласно высказали серьезную обеспокоенность инициативами об изменении подходов к обучению в школах, лицеях, гимназиях, колледжах и техникумах.
В частности, отмечено, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Более того, в связи с принятием Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» перед образовательными организациями поставлены новые задачи в воспитании подрастающего поколения.
В соответствии с внесенными изменениями воспитание как составляющий элемент образования направлено на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (статья 2 Закона об образовании в новой редакции).
При переходе же на дистанционное обучение организовать воспитательный процесс в целях достижения поставленных задач абсолютно невозможно, ведь традиционно воспитание рассматривается как процесс формирования у учащихся гражданских, нравственных, психологических и физических качеств, обучение сценариям поведения в соответствии с предъявляемыми обществом обычаями и требованиями.
Также онлайн-образованием полностью нивелируется роль педагогов, ученических коллективов, школы в целом и родителей в воспитании обучающихся.
Погружение в мир виртуального общения наносит невосполнимый урон процессу социализации личности, физическому и психическому здоровью подрастающего поколения.
Опыт вынужденного дистанционного обучения в период пандемии коронавируса выявил множество проблем его использования, которые не сводятся только к вопросам качества интернет-подключения и технического оснащения как самих школ, так и семей обучающихся.
Перевод обучения школьников в режим онлайн существенно повысил нагрузку на педагогов, поскольку им приходится через экран компьютера общаться практически индивидуально с каждым учеником, проверять в разы увеличившееся количество письменных работ.
Возросло и количество времени, которое родителям необходимо уделять вопросам получения образования их детьми (осуществлять присмотр за ними, контролировать их участие в дистанционных занятиях, дополнительно разъяснять учебный материал и т. п.).
Кроме того, произошло фактическое перекладывание на родителей несвойственных им профессиональных функций преподавания, разъяснения и практического обучения ребенка школьным предметам. Родители, не имея специфических знаний в области педагогики, психологии, основ преподавания, вместо укрепления семейных отношений получили источник каждодневного конфликта, ведь они не могут заменить учителя, у них разные роли в социализации подрастающего поколения.
Участниками отмечено, что школа осуществляет также своего рода функцию организации присмотра за несовершеннолетними, ведь работающим родителям невозможно обеспечить безопасность детей, особенно младшего возраста, оставленных одними на длительный промежуток времени дома.
Дистанционное же образование в таком случае предполагает постоянное присутствие с обучающимися их родителей или других совершеннолетних родственников, что в современных российских условиях практически стопроцентной занятости на работе в большинстве семей обеспечить невозможно.
Полный переход на онлайн-обучение несет в себе пагубные последствия для психического и физического здоровья детей, поскольку ученик должен проводить за компьютером или иным устройством (планшет, смартфон) минимум по 5-6 часов в день, а это уже нарушение санитарных норм и правил.
Так, согласно пункту 4.2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003, оптимальное количество занятий с использованием персональной электронно-вычислительной машины в течение учебного дня составляет:
для обучающихся I - IV классов - 1 урок;
для обучающихся в V - VIII классах - 2 урока;
для обучающихся в IX - XI классах - 3 урока.
Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется физическая нагрузка, подвижные игры, бег. Производить замену уроков физической культуры не допускается. Дистанционное же обучение только препятствует удовлетворению двигательных потребностей детей.
Как следствие, такой подход к образованию противоречит национальным целям и стратегическим задачам увеличения численности здорового населения и обеспечения роста продолжительности жизни.
Более того, нельзя не учитывать и то обстоятельство, что у детей, особенно возраста начальных классов, отсутствует либо крайне слабо развита мотивация на самоорганизацию и самостоятельное образование.
С другой стороны, при дистанционном образовании объективная проверка знаний невозможна ввиду отсутствия контроля за использованием учениками размещенных в сети Интернет готовых ответов и иной необходимой информации.
Обращает на себя внимание и то, что многие предусмотренные образовательными программами начального, основного и среднего общего образования предметы вообще невозможно освоить с использованием дистанционных технологий (физика, химия, рисование, технология, физкультура, музыка и т. п.).
Негативно влияет онлайн-формат школы и на развитие творческих способностей подрастающего поколения, так как при данных методиках преподавания доминирует письменный тип памяти и клиповое мышление.
Учитывая изложенное, Общественная палата Ставропольского края с учетом мнения участвовавших в общественном обсуждении представителей гражданского общества, специалистов и экспертов, выступает категорически против любого повсеместного внедрения онлайн-образования и замены традиционного обучения дистанционным в школах, лицеях, гимназиях, колледжах и техникумах.
Советская, а впоследствии российская школа всегда считалась и считается по сей день одной из лучших в мире, в первую очередь благодаря особой роли личного контакта учителей и учеников, живого общения, участия педагогов и ученического коллектива в процессе социализации.
Переход на дистанционное обучение приведет к деградации отечественного образования и уничтожит формировавшуюся десятилетиями систему воспитания и обучения детей в нашей стране.
Применение дистанционных технологий в школах должно быть обусловлено лишь реальной объективной невозможностью традиционного обучения за партами (индивидуальное обучение, болезнь ученика, отнесение его к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья), что на сегодняшний день и так имеет место быть.
В отношении законопроекта позиция Общественной палаты Ставропольского края сводится к тому, что в Законе об образовании необходимо не предусматривать в качестве условия применения дистанционных образовательных технологий обязательное письменное согласие обучающихся (законных представителей обучающихся), а установить запрет на применение таких технологий в качестве основных, за исключением указанных выше случаев, которые должны быть прямо закреплены в законе.
29 августа 2020 года