Этот спектакль обязательно должен посмотреть каждый. Впрочем, если кому-то не нравится слово «должен», могу настоятельно рекомендовать. Конечно, особый смысл факту рождения спектакля придает то, что он выходит на сцену в особое время – идет Год памяти и славы в России. Очень не хочется упоминать здесь навязшее в зубах слово «пандемия», однако куда ж от него денешься? Она, эта самая пандемия, поломала столько хороших планов года, нарушила нормальный ход жизни, прибавила всевозможных забот. Вот и теат-ры можно смело отнести к числу жертв пандемии: с апреля закрыты зрительные залы, а общение с любимыми артистами перекочевало в соцсети. Что совершенно не может заменить общения с искусством! И теперь театр, несмотря ни на что, постепенно оживает, вселяя надежду в своего зрителя – надежду на скорую долгожданную встречу.

© Фото Юрия Скибина

Итак, на сцене Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова готовится первая премьера предстоящего сезона. Народная артистка России Наталья Зубкова ставит спектакль «Они сражались за Родину» по мотивам произведений Михаила Шолохова. Отважный человек режиссер, рискнувший предложить свое сценическое воплощение таких, казалось бы, хрестоматийно знакомых литературных первоисточников. Взяв за основу одноименный роман советского классика и его рассказ «Судьба человека», Наталья Зубкова собрала в этой постановке значительные актерские силы труппы, задействовав практически все поколения. Очень точный ход, ненавязчиво декларирующий преемственность поколений во всех смыслах – патриотическом, профессиональном, человеческом. Наталья Павловна сумела сформировать гармоничный ансамбль, живущий словно одним дыханием – дыханием страшных, кровавых, героических событий. Актеры отлично чувствуют поставленную им задачу, успешно обходя опасности неизбежных вроде бы повторов и ассоциаций с кинематографическими версиями. Перед нами действительно отличная от других собственная сценическая версия, наполненная такими разными, такими живыми характерами, которым невозможно не верить. Невозможно уже в силу нашего общего понимания переживаемых эпизодов величайшего в истории сражения за Родину. Хотя в нынешний же год мы столько наслушались про «обязательность патриотических чувств», якобы навязываемую нам. Как можно навязать народу святость Памяти? Неужели только из «обязательности» выходили миллионы на шествие Бессмертного полка?! И уж точно не по обязанности вновь обращается к теме патриотизма Н. Зубкова, год назад представившая замечательную постановку «Не покидай меня...». Последовательность позиции режиссера четко прослеживается в ее творчестве, отражаясь и в театральной афише, наполняемой такими спектаклями отнюдь не ради галочки в Год памяти и славы.

Безусловно, гений М. Шолохова открывает постановщику благодатную почву для творческого осмысления самой сути Сражения – как непостижимого процесса борьбы, страха, боли, отчаяния и веры. Трагедия отступления, пережитая армией и народом, страшна не только физическими потерями, но и безмерным нравственным унижением. С какими чувствами идут по горящей родной земле покидающие ее обессиленные, измученные солдаты, мы ощущаем это не в словах, а в той атмосфере, которой окружены герои спектакля. Помните: от полка уцелела сотня с небольшим бойцов? Вражеские танки рвутся к Дону... Доколе можно отступать? Кажется, это не старая казачка упрекает солдат, это кричит сама земля. Вновь и вновь поднимается в атаку горстка бойцов, а ты, глядя на них, думаешь: возможно ли это – встать под свистом пуль и бежать прямо на огонь?! А они вставали и бежали. И падали многие замертво. И вдруг среди этого смертного ужаса Лопахин подбивает немецкий самолет из бронебойного ружья. И новое, невиданное чувство овладевает солдатами – значит, мы все-таки можем бить этих фашистов! Значит, мы еще повоюем. Значит, мы победим!

Мне кажется, этим настроением пропитан каждый эпизод спектакля. Даже с виду совсем бытовой, в минуты коротких передышек, перекуров, беззлобных перебранок бойцов, только что переживших очередное потрясение. Окопная правда – это вам не затасканный чрезмерным употреблением штамп. Она, пусть и на фоне теат-ральных декораций, прямо перед нашими глазами… И под этот термин подпадают все вообще сцены, хоть чисто солдатские, хоть с участием жителей хутора, с горечью провожающих отступающие войска. Замечательно работают в своих сценических образах исполнители ведущих ролей. Прежде всего, конечно, Олег Хомутов, всю душу вложивший в противоречивый характер Лопахина, внешне эдакого беззаботного балагура, а на самом деле – того настоящего русского воина, который и кашу из топора сварит, и унынию не поддастся, когда, казалось бы, можно совсем упасть духом. В едином ансамбле с ним ведут свои роли артисты Филипп Харций (Стрельцов), Александр Кошелевский (Звягинцев), Константин Юрченко (лейтенант), почетный деятель искусств СК Владимир Лепа (Некрасов), Владимир Петренко (старшина). В совсем уж небольших эпизодах отнюдь на затерялись Евгений Задорожный, с присущим ему юмором представляющий армейского повара Лисиченко, и Михаил Подзолко в образе председателя колхоза. Эмоциональным накалом наполнена пронзительная сцена спасения медсестрой раненого бойца: Оксана Винникова проживает эти минуты искренне, проникновенно, без какой бы то ни было ожидаемой фальши или шаблона, хотя зритель таких эпизодов видел немало… Как всегда, на профессиональной исполнительской высоте старшее поколение: Наталья Зубкова – старая казачка, заслуженные артисты России Михаил Новаков – полковник и Борис Щербаков – старый казак.

Непростую задачу решают актеры, занятые в сценах по «Судьбе человека». Заслуженному артисту России Александру Жукову выпала главная задача показать душевные переживания своего героя Соколова – от эпизода прощания с женой перед уходом на фронт до «общения» в концлагере с эсэсовцем Мюллером (эффектно необычен здесь почетный деятель искусств СК Илья Калинин) и наконец обретения родной души в лице сироты Ванюшки. Кстати, маленького беспризорника вполне удачно исполнил юный артист Евсей Семенюк. Эти сцены насыщены мощным психологическим содержанием, в котором многое идет подтекстом, «читается» за скупым рассказом солдата о перипетиях своей военной судьбы.

Всех исполнителей назвать невозможно, ведь спектакль многолюден, но нельзя не сказать в целом – ставропольская труппа, кстати, заметно пополнившая свои ряды совсем молодыми исполнителями, при всех сменах поколений продолжает оставаться высокопрофессиональным коллективом, обладающим многогранной ансамб-левостью и творческим единением. Здесь все работает на главное: дать зрителю те ощущения от увиденного, которые побуждают то волноваться, то замирать, то улыбаться. И если в кино шолоховским героям здорово помогали экранные эффекты, в театре при минимуме оформительских возможностей (тут настоящий окоп или перестрелку изобразить просто невозможно) так подлинно и точно представить мощь и величие народного пути к Победе гораздо сложнее. Но получилось и правдиво, и трогательно, и очень убедительно. Бережно сохранен поразительный шолоховский честный взгляд на Человека в ситуации крайнего напряжения не только физических, но еще более – нравственных сил. Перед нами раскрывается истинно народная трагедия первых лет Великой Отечественной. Думаю, этот спектакль точно украсит репертуар Ставропольской драмы.

Особый вкус этой большой работе театра придает, уж извините, все та же вышеупомянутая, будь она неладна, пандемия. Коллектив, вынужденно оторванный от зрителя, эти месяцы заточения внутри себя, кажется, только закалили, побудив на новый творческий шаг. Теперь свой шаг пусть сделает зритель, возвращаясь в зал. Скорее бы это случилось!

Наталья БЫКОВА