09:36, 14 июля 2020 года

Михаил Борисов: «27 лет для центрального защитника – самый расцвет»

В межсезонье ряды футбольного клуба «Динамо» пополнил центральный защитник Михаил Борисов. Ставропольские любители футбола могли прежде наблюдать за игрой 27-летнего новобранца не раз – против бело-голубой команды уроженец Ульяновска выходил на поле в составе трех клубов: новочеркасского «МИТОСа», ростовского СКА и пятигорского «Машука-КМВ».

О том, в каких командах еще пришлось побывать, как он связан с Ильей Кутеповым, почему пока что не удалось дебютировать в премьер-лиге и чем Ставрополь отличается от Ростова, Михаил рассказал в первом интервью в статусе игрока «Динамо».

– Михаил, вы получили футбольное образование в лучшей на тот момент школе страны – тольяттинской академии имени Коноплева. Это действительно идеальное место для юного футболиста?

– Совершенно верно. Академии «Краснодара» тогда еще не было, так что все самые талантливые ребята России стекались в академию Коноплева. Мне есть с чем сравнивать – как и подавляющее большинство российских футболистов, я вырос практически на стадионе, и, могу сказать определенно, что условия в Ульяновской области и в Тольятти – это небо и земля. Для воспитанников академии было создано все необходимое: четырехразовое питание, классные поля, бассейн, отлаженные учебный и тренировочный процесс – только играй в футбол и веди себя достойно.

– В шахматы не играли?

– Нет, это фишка уже академии «Краснодара». Я провел в Тольятти семь лет, и это было сказочное время. Нашей команде не было равных в стране, да и на многочисленных международных турнирах мы играли вполне достойно. Почти половина состава вызывалась в сборную по своему возрасту. Я тоже несколько лет призывался в юношескую сборную России, правда, в молодежной уже не играл.

– Почему?

– В юношеской команде нас тренировал Игорь Симутенков, в «молодежке» его сменил Дмитрий Аленичев, который сильно перекроил состав.

– Кто-то из ваших товарищей дорос до первой сборной?

– Ваш земляк Илья Кутепов, мы с ним в паре в центральной зоне в обороне играли.

– В юношеском возрасте уже было видно, что его ждет большое будущее?

– У Илюхи были все задатки, чтобы вырасти в большого мастера. Голова на месте, хорошие физические данные, сам он пацан хороший. К тому же все удачно сложилось у него – попал в итоге в «Спартак». К выпуску из академии практически всех ребят разобрали топ-клубы. Кто-то уехал в ЦСКА, кто-то в «Динамо», а я попал в «Локомотив». В дубле дела шли неплохо, тренировался и с основным составом, но в премьер-лиге так и не заиграл.

– Кто виноват?

– Я сам. К футболу надо относиться очень серьезно, сейчас я это понимаю. Но объяснить это же 18-летнему пацану сложно. После успешного сезона («Локомотив» тогда стал чемпионом России среди дублирующих составов) я поехал в отпуск домой, где решил поиграть в мини-футбол. В итоге сломал палец в двух местах. Непрофессиональное отношение к своему здоровью мне здорово аукнулось, но в юности никто от таких ошибок не застрахован. В «Локомотиве» меня с такой травмой уже никто не ждал. Я долго лечился, а когда выздоровел, уехал в новочеркасский «МИТОС», куда меня позвал Михаил Владимирович Куприянов. Думать было особо некогда – до конца заявочной кампании оставалось три дня. Так я оказался в южной зоне второй лиги.

– В Новочеркасске вы провели три сезона, стали игроком основного состава, но в 2014 году решили вернуться домой, в Ульяновск.

– Все просто. В «МИТОСе» сменился тренерский штаб, пришли другие люди – с новыми взглядами и философией. А я уехал домой. «Поварился» полгода в «Волге», после чего меня вновь позвал Куприянов, который как раз принял возрождающийся в очередной раз ростовский СКА. Я долго не раздумывал, мне нравилось работать с Михаилом Владимировичем. Да и город со временем стал родным. Я в Ростове-на-Дону обосновался – женился, купил квартиру.

– Тем не менее, в 2017 году вы ушли из СКА, причем на повышение – в астраханский «Волгарь», который выступал в дивизионе рангом выше – в Футбольной национальной лиге.

– Для меня это был серьезный шаг. Жаль, что так и не удалось закрепиться в команде, но этот период я потерянным в карьере не считаю. Юрий Фарзунович Газзаев – один из самых лучших тренеров, с которыми мне доводилось работать. Я хоть в Астрахани и мало играл, но чувствовал, что постоянно прогрессировал. В «Волгаре» тогда собралась хорошая дружина. По окончании сезона меня хотели отдать в аренду, но меня такой вариант не устраивал. В результате принял предложение «Машука-КМВ». Жена собиралась рожать, а в Пятигорске как раз была моя теща. Но потом мы вновь вернулись на Дон. Правда, третье ростовское пришествие не могу назвать очень удачным. Сначала получил травму, восстанавливался, потом вмешался коронавирус. Контракт со СКА истек, и мы с клубом в итоге расстались по-хорошему.

– Как возник вариант с «Динамо»?

– Я заочно был знаком с наставником команды Романом Валерьевичем Удодовым. После того, как мы с ним пообщались по телефону, приехал на просмотр – и решил остаться. Конечно, я прекрасно знаю команду, против практически всех ребят в свое время играл. Был также в курсе, что здесь профессиональный тренерский штаб, доброжелательный коллектив, болельщики очень любят футбол. Все понравилось, другие предложения даже не стал рассматривать.

– Какие-то принципиальные отличия Ростова от Ставрополя заметили?

– В целом города похожи, но есть и свои особенности. В Ставрополе не так жарко, суеты поменьше, и все как-то рядом находится, в Ростове же надо все время ехать куда-то. Ставрополь мне нравится – это хороший, современный город, очень зеленый, воздух здесь более чистый. Я уже и семью перевез, посвящаю ей все свободное время. Пока все отлично.

– И все же признайтесь, команда второго дивизиона – вряд ли предел мечтаний для находящегося в полном расцвете сил футболиста, который наверняка имеет планы попробовать свои силы на более высоком уровне?

– У каждого свой путь в большом футболе, и не всегда он идет по прямой. Примеров, когда люди из второго дивизиона попадали в премьер-лигу и даже в национальную сборную, не так мало. Достаточно вспомнить таких звезд, как Константин Зырянов или Роман Широков, которые раскрылись по футбольным меркам поздно, зато очень ярко. Конечно, рассчитываю со временем оказаться и в Футбольной национальной лиге, и в классе сильнейших. Время у меня есть, для центрального защитника 27 лет – самый расцвет. Но сейчас я игрок «Динамо», а значит, все мои планы нацелены на то, чтобы помочь команде успешно выступить в новом сезоне.

Максим ВИКТОРОВ