Евгений Штепа: Дорожная отрасль стала более мобильной
Ставрополье можно сравнить с крупной узловой станцией, если обратиться к железнодорожной терминологии. Поток транзитного автотранспорта через регион возрастает с каждым годом. Да и в пределах края движение становится все более плотным и оживленным. Неслучайно дорожным вопросам губернатор и правительство края уделяют повышенное внимание. И результат налицо. Ставрополье из года в год улучшает свои показатели и сегодня в соответствии с официальным рейтингом занимает среди регионов третье место по развитости и качеству дорожной сети.
Другой важный индикатор самочувствия отрасли - динамичный рост объемов дорожного фонда. Ставрополье тратит все больше средств на обновление и строительство новых региональных дорог. Самое главное, что эти усилия краевой власти заметны для автомобилистов — главных пользователей дорожной инфраструктуры. Их положительные отзывы дорогого стоят.
О достижениях и планах дорожной отрасли рассказывает министр дорожного хозяйства и транспорта края Евгений Штепа.
- Евгений Викторович, в прошлом году в интервью «Ставропольской правде» вы сказали, что по итогам широкомасштабного мониторинга, проведенного вашими специалистами, будут определены стратегические направления, нуждающиеся в модернизации в первую очередь. Как обстоят дела в реализации намеченного?
- Благодаря плановой работе правительства края дороги на Ставрополье объективно имеют высокую степень нормативного состояния. Однако всегда надо смотреть вперед, думать об улучшении транспортной инфраструктуры. На изучение проблемных точек ушло немало времени. И оно того стоило. Зато сегодня мы способны с большой точностью сформулировать все требования к будущей долгосрочной программе развития транспортной инфраструктуры края до 2035 года, которую должен подготовить победитель закупки. Конкурсная документация для его проведения уже готова. В числе главных условий - увеличение пропускной способности региональной дорожной сети.
Мы думаем о перспективе. И одновременно пользуемся каждым днем, чтобы работать над решением этой главной задачи. Есть на карте Ставрополья участки дорог, работающие в режиме перегрузки и уже давно требующие конкретных мероприятий по снятию напряженности. В частности, уже получена вся разрешительная документация от ФКУ «Кавказ» на завершение работ по расширению последнего участка на маршруте Минводы - Кисловодск от нулевого до 30-го километра. Закончить реконструкцию планировалось в 2024 году. Но благодаря соглашению о федеральной поддержке, достигнутому с Минтрансом и Росавтодором, с планируемым объемом работ должны справиться к концу 2022 года. В итоге на названном маршруте на участке в 50 километров будет запущено четырехполосное движение.
Предстоит расширение до четырех полос одного из участков дороги Невинномысск - Ставрополь, где до сих пор на одном из участков сохраняется «узкое горло» двухполосного движения. Это позволит сократить время в пути для автомобилистов примерно на 30 процентов.
Приступили к реконструкции старого путепровода в Невинномысске. Как вы знаете, новый путепровод через железнодорожные пути, соединяющий две части города, уже запущен в эксплуатацию. Теперь есть возможность и время привести в порядок ранее действующий. Предстоит его превратить из аварийного объекта в современную четырехполосную магистраль. Плюс обустройство подъездных путей. Закончить работу планируется до конца 2021 года.
Уже выделены деньги на реконструкцию путепровода в Минводах, который так же, как и в Невинномысске, соединяет разделенные железной дорогой две части города. 50 лет объект не видел ремонта и находится в крайне запущенном состоянии. Конкурс по выбору подрядчика, который выполнит эту работу, состоялся. Завершить кардинальное обновление путепровода запланировано к середине следующего года. После расширения дороги ее пропускная способность вырастет с 3 до 5 тысяч автомобилей.
Из объектов, которые глава края берет под свои личный контроль, предстоящая реконструкция Северного обхода, сегодня уже не справляющегося с растущим потоком транспорта. Участки дороги, которые здесь до сих пор остаются двухполосными, также предстоит расширить. Это значимая трасса регионального значения, которая отсекает часть транзитного транспорта от въезда в город и снижает нагрузку на уличную сеть краевой столицы.
Давно напрашивается реконструкция с увеличением полосности обхода краевого центра, соединяющего Надеждинский и Деминский перекрестки с круговым движением. Это федеральная ответственность и работы здесь будут осуществляться из средств федеральной казны.
- Не могу не спросить о развязке Кулакова — Ленина в краевом центре. Еще недавно на эту тему велись бурные дискуссии.
- Перед администрацией Ставрополя поставлена задача учесть все замечания жителей краевой столицы. А также условие, которые поставил губернатор: не должен пострадать ни один прилегающий объект - ботанический сад, СКФУ, сквер афганцев и другие. Чтобы не нанести ущерба, надо учесть также расположение всех инженерных коммуникаций. Так что окончательного решения пока нет. Но с учетом ограниченности пространства понятно, что это будет «гибрид» эстакады, позволяющей потоку транспорта пройти над дорогой, и кругового движения. Спешка недопустима, так как необходимо определиться также с работой светофорного хозяйства, организацией движения на период реконструкции. Но ясно и другое, что отставить проект в сторону тоже нельзя. Губернатором Владимиром Владимировым поставлена совершенно четкая задача – принять необходимые меры по снятию транспортной нагрузки с основных транспортных артерий города Ставрополя. Ведь улицы на целом ряде направлений расширить невозможно, учитывая стоящие вдоль них здания, не подлежащие сносу. Значит, надо использовать другие возможности. Этот вопрос требует тщательной комплексной проработки, и мы работаем в этом направлении.
- За последние пять лет объем краевого дорожного фонда вырос в два раза: с 5 млрд до 11,7 в прошлом году.
- Да, цифры впечатляющие. В итоге только в прошлом году мы обновили 264 км муниципальных трасс, а также на участке протяженностью более 95 км провели работы по поверхностной обработке дорожного покрытия. Отремонтировано 10 мостов и путепроводов.
Активное участие принял край в реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в рамках которого министерством были разработаны региональные проекты «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» и «Безопасность дорожного движения». В итоге в границах ставропольской агломерации отремонтировано 111 км региональных и муниципальных дорог.
В 2020 году в рамках краевой составляющей национального проекта намечено привести в нормативное состояние 51 объект регионального и местного значения общей протяженностью 133 км. Ремонтные работы стартовали: государственные и муниципальные контракты уже заключены в полном объеме.
- Как выполняется установка губернатора и краевого правительства о цифровизации в дорожном хозяйстве?
- Ведомство приступило к подготовке заявки по созданию на Ставрополье информационно-транспортной системы (ИТС). На эти цели выделяются федеральные средства на условиях софинансирования из краевого бюджета. Это масштабный проект с большим будущим. ИТС позволит без вмешательства человека регулировать движение на основных магистралях края. Датчики, установленные на главных направлениях, позволят своевременно передавать в центр информацию о заторах, пробках, ДТП. Если транспортный поток увеличивается, регулирующему данный участок светофору будет «дана команда» продлить время действия сигнала «проезд свободен», чтобы создать, как говорят автомобилисты, зеленую волну.
«Умными» станут не только светофоры. Вдоль трассы появятся метеостанции, их показания будут считываться на центральном пульте управления, информация о надвигающейся непогоде будет передаваться на бортовые компьютеры автомобилей, оборудованных системой ГЛОНАСС. Для автомобилистов, у которых такой аппаратуры нет, вдоль трассы поставим информационные щиты.
Умная система ИТС способна регулировать интервалы движения общественного транспорта. Табло на остановке сообщит точное время прибытия автобуса. Другими словами, цифровизация поможет систематизировать работу транспортной инфраструктуры на Ставрополье.
- Уже сегодня региональные дороги выглядят не так, как, скажем, десять лет назад. Каким стандартам следуют дорожники, производя реконструкцию или ремонт дороги?
- Другим становится «наполнение» современной магистрали. Чтобы увеличить межремонтный период, при производстве работ используются присадки, которые добавляются в асфальтобетон, чтобы продлить срок службы дорожного покрытия. Продлить его помогает также метод холодного ресайклинга.
Для обеспечения безопасности движения все больше на дороге устанавливается светоотражающих объектов, в том числе дорожных знаков. Больше стало освещенных участков. Начиная с этого года дорожники переходят на пластиковую разметку пешеходных переходов. Это не просто краска на дороге, которая быстро стирается, учитывая высокую транспортную нагрузку. Новая разметка, конечно, обойдется дороже, но служит дольше и заметнее для водителя, в том числе в темноте.
В этом сезоне появятся на дорогах дублеры традиционной «зебры», обозначающей пешеходный переход. Это световая галограмма. Применение новой технологии улучшит видимость на дороге в любую погоду, будь то туман, дождь, снег, метель.
- Евгений Викторович, буквально в прошлом году мы с вами беседовали о том, как продлить так называемый межремонтный период, проще говоря, срок эксплуатации дороги. Вы назвали в качестве перспективного проекта создание специализированной организации, которая будет работать по алгоритму жизненного цикла, уже опробованному в формате нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
- Наверное, надо пояснить значение термина «жизненный цикл». Это означает, что проектирование, строительство и содержание дорожного объекта сосредоточено «в одних руках». В этом случае изначально предприятие заинтересовано выполнить работу так, чтобы выдерживались все технические и временные рамки, соответственно, и показатель межремонтного периода, и дорогу не пришлось обновлять раньше гарантийного срока. От слов мы уже перешли к делу. 1 января создано государственное бюджетное учреждение «Стававтодор», в состав которого вошли в качестве филиалов все действующие ДРСУ. Дорожные предприятия сохранили свой потенциал и, соответственно, получили право работать по контракту жизненного цикла. В их ведении ремонт, капремонт и содержание вверенных им участков дорог.
Губернатор давно говорил о том, что дорожные предприятия должны оставаться государственными. Проведенная по его поручению реорганизация сохранила государственную принадлежность ДРСУ, одновременно сделала отрасль более мобильной и более управляемой. Бюджетное учреждение выполнит в том числе и малорентабельную работу, от которой частник откажется. В рамках госзадания министерство может давать в случае необходимости срочные поручения по устранению аварийности на дороге. Решения принимаются оперативнее, без прохождения закупочных процедур. Такая система, в которой присутствует противовес прибыли как самоцели, позволит дольше сохранять дороги в нормативном состоянии. Дорожные предприятия при этом не лишены возможности зарабатывать. Права участвовать в закупочных процедурах и браться за прибыльную работу никто у них не отнимал.
Контроль за выполнением работ осуществляет Дирекция строящихся дорог, реорганизованная в государственное казенное учреждение. Строительство и реконструкция по-прежнему осуществляется в рамках Федерального закона № 44-ФЗ о госзакупках. В этом смысле ничего не изменилось.
15 мая 2020 года