Как самокат может заменить общественный транспорт во время карантина: эксперимент корреспондента «СП»
Эпидемия новой коронавирусной инфекции не только принесла тьму бед, но и пробудила социальную активность многих граждан. В частности, ряд авторитетных деятелей науки и культуры сформулировали постулаты Национальной инициативы «Живой город – здоровый город». Корреспондент «Ставропольской правды» попытался следовать двум из них: «Избегаем скопления людей» и «Для отпора всем вирусам укрепляем здоровье». Вот что из этого вышло…
Две женщины в белых медицинских халатах и в защитных масках приклеивают скотчем к стеклянной входной двери аптеки плакаты с информацией о коронавирусе и рекомендациями, как избежать заражения.
Их манипуляции привлекают внимание прохожих. Женщина средних лет наконец-то отходит от стекла с плакатами. Я занимаю ее место и начинаю штудировать рекомендации Министерства здравоохранения Российской Федерации. Уже первый пункт бьет в самую точку: «Постарайтесь реже посещать общественные места. По возможности реже пользуйтесь общественным транспортом, особенно в часы пик».
В том, что нахвататься вирусов в общественном транспорте проще простого, я в этом году убедился на собственной шкуре.
В начале февраля я из Кисловодска съездил в родную редакцию в Ставрополь. Трехчасовая поездка туда и обратно в переполненном автобусе, где всю дорогу спереди, сзади и сбоку пассажиры чихали да кашляли, закончилась тем, что на следующий день я слег с гриппом. До конца месяца глотал лекарства и еле-еле избавился от заразы.
Так ведь то были знакомые вирусы обычного гриппа. А если привяжется вирус с короной?
Не хочу раньше времени сыграть в ящик. А потому даю зарок с завтрашнего дня не пользоваться общественным транспортом. Но поскольку я живу в самом крайнем доме Кисловодска, от которого до центра по прямой пять километров, то придется подумать об альтернативных способах передвижения.
Такси никак не гарантирует стерильности салона, да и водитель за день может с десяток раз подхватить вирус от пассажиров. А служебный автомобиль мне по чину не полагается.
Что касается личного авто, то я живу на одну зарплату и даже на самый задрипанный «жигуленок» придется копить лет 20. Столько не протяну…
Что остается? Самокат! Рядовому механическому аппарату красная цена три тысячи рублей, и по тротуарам взрослые на нем могут ездить на законных основаниях. Подходит!
Поскольку СМИ, как и органы власти, продолжают работать и при карантине, я в девять утра отправляюсь на самокате по делам в центр города.
Мимо остановки, на которой стоят люди в ожидании редких нынче автобусов, проезжаю с чувством собственного превосходства.
А ведь все могли бы ехать как я: на свежем воздухе, в двух-трех метрах от ближайшей человеческой особи.
Качу и по пути высматриваю инфраструктуру для здорового образа жизни, к которому призывает Национальная инициатива «Живой город – здоровый город». На первом этаже огромного девятиэтажного жилого дома находятся крупный мебельный салон и другие магазины, но велопарковки, где можно было бы пристегнуть тросиком с кодовым замком мой самокат, нет. Нет ее и у соседствующей с ними муниципальной хореографической школы. В следующей длиннющей девятиэтажке разместились сразу два супермаркета. Оба со свежим ремонтом. У каждого перед входом блестят никелированные поручни и есть удобный пологий пандус для инвалидов-колясочников. Вот только о горожанах, желающих вести здоровый образ жизни, торговые магнаты не вспомнили, нет ни одной парковки для велосипедов и самокатов.
…Позади почти четыре километра пути по проспекту Победы. Миновал дюжину крупных магазинов, банк, самый значительный в городе-курорте институт, муниципальную музыкальную школу. На всем пути увидел лишь одну-единственную велопарковку – возле торгово-развлекательного комплекса КИТ.
Соответственно, и на улицах за полчаса не встретил ни одного велосипедиста или самокатчика. Зато на всех автобусных остановках стояли люди.
И вот передо мной главная цель сегодняшней вылазки «в город» - местный Белый дом. Не счесть, сколько раз за последние полтора десятка лет я просил здешних градоначальников установить у входа в здание велопарковку для сотрудников администрации и посетителей. А в одной из ячеек для затравки повесить табличку «Место для велосипеда главы города».
Однако по сей день велопарковка, которая символизировала бы стремление властей города-курорта к здоровому образу жизни, у Белого дома так и не появилась. Аргументируют тем, что приспособление для крепления велосипедов есть в соседнем сквере Победы. Но какой хозяин бросит своего двухколесного друга там, где его не увидишь ни из одного окна? Следовательно, придется самокат тащить с собой через охраняемый турникет. Опускаю руль, складываю аппарат и в таком максимально компактном виде запихиваю в матерчатый чехол. Достаю удостоверение «Ставропольской правды», выставляю перед собой и двигаюсь через проходную. Охранник баул с самокатом провожает удивленным взглядом, однако от замечаний воздерживается.
Как всегда, первым делом захожу в информационно-аналитический отдел (бывшую пресс-службу) администрации. Где еще, как не здесь, узнаешь все, что происходит сегодня и будет происходить в ближайшие дни в городе. Естественно, заходит речь и о профилактике коронавируса. Специалист отдела Антон Массовер – мужчина подтянутый, перворазрядник по баскетболу. Спрашиваю:
- Ты как сегодня добирался на работу?
- На маршрутке…
В администрации все выведал и теперь с самокатом топаю этажом выше - в то крыло, которое занимает городская Дума. Пресс-секретарь здешних законодателей Зухра Казиева живет на окраине города, в поселке Аликоновка.
- Ты как сегодня добиралась на работу?
- В автобусе номер пять.
В свете сложной эпидемиологической ситуации предлагаю Зухре освоить абсолютно экологически чистый и инфекционно безопасный вид транспорта – прокатиться на самокате под окнами Белого дома:
- Заодно подашь пример тем сотрудникам администрации и Думы, за кем не закреплен служебный автомобиль.
Чуть-чуть поколебавшись, Зухра соглашается: делает круг на самокате по площадке у входа в здание. Несколько раз щелкаю фотоаппаратом, и мы раскланиваемся: пресс-секретарь возвращается на рабочее место, а я направляюсь в редакцию «Кисловодской газеты».
Для журналиста регулярное общение с коллегами – одна из функциональных обязанностей, поскольку подпитывает информацией и идеями. По редакционному коридору самокат качу без стеснения – вокруг-то все свои. Знаю, что редактор газеты Ирина Сторожук – дама спортивная. А потому без долгих предисловий предлагаю ей освоить новый вид транспорта.
- Я же в юбке и на каблуках, - колеблется Ирина Юрьевна.
Однако вскоре соглашается и делает круг на самокате во дворе дома, где располагается редакция. Конечный пункт сегодняшней вылазки «в город» - здание Нарзанной галереи. Хочу посмотреть - не возмущаются ли жители и гости курорта, что из-за ограничений, принятых для предупреждения заражения коронавирусом, галерея закрыта. Вижу, что все спокойно.
Что ж, можно отправляться в обратный путь.
Вечером подвожу итоги эксперимента. Сегодня, отталкиваясь ногами, я проехал 10 километров. Устал, но не до упаду. Для более молодых и здоровых горожан подобная нагрузка и вовсе семечки. Инфраструктуры для экологически чистого транспорта в городе-курорте кот наплакал, но должностные лица в учреждениях и охранники в магазинах к самокату относятся терпимо.
Испытание подтвердило: на период карантина самокат (при наличии пропуска) вполне может заменить городские автобусы и маршрутки. А там, глядишь, такой способ передвижения войдет в привычку, и массы горожан станут постоянно ездить на самокатах и велосипедах и таким образом поддержат Национальную инициативу «Живой город – здоровый город». Но пока соблюдаем нормы самоизоляции и сидим дома!
17 апреля 2020 года