Фотовыставка «Горцы Северного Кавказа глазами фотографов» представлена в здании правительства Ставрополья
В здании правительства Ставропольского края начала работу выставка «Горцы Северного Кавказа глазами фотографов» (1920 -1930-е гг.). Она пришла на смену предыдущей экспозиции «Горцы Северного Кавказа глазами художников», которая находилась в коридорах краевой власти с ноября 2019 года.
Как и первую выставку, вторую также поддержал заместитель председателя ПСК, руководитель аппарата правительства края Вячеслав Гладков, отметивший большой позитивный резонанс такого соседства деловой, организационной и культурной жизни. Интерьер строгого в привычном понимании здания, где проводятся важные встречи, принимаются ответственные решения, приобрел благодаря экспозиции особый привлекательный имидж. И вот теперь логическим продолжением начатого преображения призвана стать фотовыставка: представленные здесь снимки являются частью большой коллекции фоторабот, собранных в Северо-Кавказском краевом музее горских народов (г. Ростов-на-Дону). В 1937 г. эта коллекция поступила в фонды Ставропольского государственного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве.
Как рассказал директор Ставропольского музея-заповедника Николай Охонько, после долгих лет хранения коллекции в запасниках музейщики в конце 80-х годов ХХ века как бы заново открыли для себя поистине уникальные 500 рисунков, словно спрятанных в научно-вспомогательном фонде. Причиной чему, очевидно, явились идеологические нюансы, связанные с депортацией некоторых кавказских народов. Скорее всего, мудрые сотрудники музея просто увели коллекцию «в тень» до лучших времен. Как и фотоколлекцию по этой же теме. А когда выяснили, что в Ставрополе находится только часть фотоснимков, а другая — в Красногорском кинофотоархиве, музей направил туда своего представителя, чтобы сделать с негативов контрольные копии. Так коллекция обрела более полное содержание.
Большинство фотографий было выполнено в ходе комплексных этнографических экспедиций, которые проводились в Адыгее, Дагестане, Чечне, Ингушетии, Осетии, Кабардино-Балкариии и Карачаево-Черкесии в 1920 - 1930-х гг. На снимках запечатлены характерные типажи населения Северного Кавказа, бытовые и производственные сцены, типы традиционного горского жилища и его обстановки, образцы хозяйственного инвентаря и другие стороны жизни горцев. В первой трети ХХ столетия они сохраняли свои исконные черты культуры и быта, что и было зафиксировано объективом фотоаппарата.
- С размещением в здании правительства края фотовыставки сразу после одноименной художественной получилась очень интересная перекличка, - говорит Николай Охонько. - Ведь работы живописцев и графиков, хотя и носят этнографический характер, все же художественные произведения, и, рассматривая их как исторический источник, мы всегда делали на это поправку. А вот фотообъектив в высшей степени бесстрастен. К тому же любопытно посмотреть на Северный Кавказ такими двумя взглядами.
В экспозиции 199 работ, причем она не случайно называется эксклюзивной, потому что впервые предложена общественности. Интересный нюанс: в художественной коллекции по каким-то причинам не оказалось работ из Кабардино-Балкарии, возможно, это было связано с постоянно происходившими в первой половине прошлого века территориально-административными изменениями в регионе. И, видимо, в силу неких бюрократических неувязок Кабардино-Бапкарию художники не отработали. А вот фотоколлекция получилась более полной, охватывая действительно весь Северный Кавказ. Наиболее представительная часть посвящена Дагестану, и это понятно: республика самая многоязычная, более 30 народностей. И фотографы очень глубоко это показали.
На черно-белых кадрах запечатлены не только бытовые стороны жизни горских народов, но и интересные моменты общественного уклада. Нашло отражение то, как в регионе проводилась политика советской власти, направленная на коллективизацию и индустриализацию. Шли эти процессы и в республиках Северного Кавказа. Наверняка фотографам была дана установка обратить особое внимание на новые черты уже социалистического быта. Что они и делали. Снимали первые кооперативы, промышленные предприятия, стройки.
- Справедливости ради стоит заметить, что политика государства была вполне осмысленная, например, советская власть поставила одной из первых задач создание сети дорог, - подчеркивает Николай Охонько. - Для горных районов, замкнутых, изолированных в силу природных особенностей, это было очень важно. И мы видим на снимках, что строительству дорог посвящено много сюжетов. То же самое касалось проведения электричества, радио, иных достижений прогресса… Правда, идеологические акценты порой чуть-чуть мешают нашему объективному восприятию истории. И все-таки, несмотря ни на что, все эти сюжеты чрезвычайно познавательны.
Кавказ уже на заре фотоискусства обращал на себя пристальное внимание первых фотографов как место экзотическое, во многом даже сакральное… Документальная фотография, и тут с музейщиками не поспоришь, - вполне самостоятельный важный дополнительный источник информации о той или иной эпохе. Стараниями коллектива Ставропольского музея-заповедника в научный оборот вводится еще один банк данных, который можно использовать как исторический источник. Музейщики ставят перед собой следующую задачу — обязательно издать каталог экспозиции, посвященной горцам Северного Кавказа. Кстати, по словам Н. Охонько, идея нашла поддержку в правительстве края. И когда каталог станет доступен ученым, историкам, этнографам, культурологам, фольклористам, они обязательно будут его активно использовать в своих трудах, касающихся Кавказа. Для музея же обнародование коллекции именно в виде каталога - гарантия сохранения исторической точности. Иначе неконтролируемо выложенные в Сети снимки еще неизвестно как будут потом подаваться и использоваться. Стихийные перепечатки без каких бы то ни было ссылок, с искаженными интерпретациями и трактовками от разного рода инициаторов создания новых мифов и местечковых историй — все это, увы, имеет место в сегодняшней сетевой жизни…
У выставки «Горцы Северного Кавказа глазами фотографов» (1920 - 1930-е гг.) неплохие перспективы дальнейшего экспонирования. В частности, полпред в СКФО Юрий Чайка одобрил идею музейщиков при поддержке правительства Ставропольского края представить коллекцию в форме историко-культурной эстафеты во всех республиках Северного Кавказа. Остается лишь подождать, пока уляжется нынешняя ситуация с вирусом. И проект будет обязательно реализован.
3 апреля 2020 года