20:43, 10 марта 2020 года

Как нужно переходить на электронные трудовые книжки

Более 300 человек приняли участие в вебинаре с работодателями по электронным трудовым книжкам. Нововведение нынешнего года рождает у страхователей много вопросов, на наиболее частые из них отвечает заместитель управляющего Отделением ПФР по краю Елена Елагина.

- Будет ли необходимость вести бумажные трудовые книжки при устройстве на новую работу после 1 января 2021 года?

- Если работник не сможет подать заявление о выборе формы ведения трудовой книжки до 31.12.2020 либо подаст заявление о продолжении ведения трудовой книжки на бумаге, то работодатель продолжит ведение его трудовой книжки в бумажной форме. На работников, выбравших электронную форму, а также впервые устраивающихся на работу, начиная с 01.01.2021 бумажная форма трудовой книжки не ведется.

- Сотрудник принят на работу в феврале текущего года. До этого нигде не работал. Надо ли ему заводить бумажную трудовую книжку или сразу переходить на электронный вариант?

- Такому работнику необходимо завести бумажную трудовую книжку. В случае подачи им заявления о выборе электронной формы следует сделать соответствующую запись в трудовой книжке и выдать ее работнику на руки.

- Как вести бумажные трудовые книжки параллельно с новым отчетом?

- В отношении работников, которые еще не подали заявление о выборе способа ведения трудовой книжки либо подали заявление о продолжении ведения трудовой книжки в бумажной форме, они продолжают вестись в ранее установленном порядке. Одновременно в отношении таких работников работодатель должен предоставлять в территориальный орган ПФР по месту своего учета сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД.

- Нужно ли сдавать новую отчетность для электронных трудовых книжек (форму СЗВ-ТД) на работников, с которыми заключены гражданско-правовые договоры?

- Нет, так как сведения о трудовой деятельности - это сведения о работе по трудовому договору.

- Какую информацию нужно предоставить за февраль 2020 года, если принятых или уволенных за этот период работников не было?

- Если в феврале 2020 года не произошло никаких кадровых изменений (прием, увольнение, перевод на другую постоянную работу, установление работнику второй и последующей профессии, специальности или иной квалификации, переименование организации и т. д.), форма СЗВ-ТД не предоставляется.

- Должен ли работодатель уведомить внешних совместителей о ведении трудовой книжки в электронном или бумажном варианте?

- Уведомление работников о выборе формы ведения трудовой книжки осуществляется по основному месту работы, поскольку именно там хранится трудовая книжка. Прием заявлений о выборе формы ведения трудовой книжки также осуществляется по месту основной работы.

- Работник отказался от бумажной трудовой книжки у первого работодателя. На новое место работы пришел с электронной трудовой книжкой, в которой сведения только от предыдущего работодателя. Где взять сведения о полном страховом стаже для расчета больничного?

- Для этих целей разработана форма сведений о трудовой деятельности СТД ПФР, включающая в себя все сведения после перехода на электронную форму трудовой книжки. Такую форму работник может получить в ПФР или многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг. За периоды до перехода на электронную форму трудовой книжки работник может предоставить работодателю бумажную форму своей трудовой книжки.

- Следует ли отражать в отчете внутреннее/внешнее совместительство работника?

- Да, поскольку совместительство (внутреннее/внешнее) оформляется трудовым договором (статья 60.1 Трудового кодекса РФ).