7 февраля в Ставропольском музее-заповеднике открывается фотовыставка о ветеранах войны
Как человек приходит к творчеству? Загадка непостижимая. В этом можно убедиться на примере ставропольского фотохудожника Андрея Смольникова. Отдал более двадцати лет армейской службе, вся семья неразрывно связана с армией, даже женская ее половина. С отцом – военным инженером с детства поездили по стране, от Целинограда (ныне Нур-Султан, Казахстан), где Андрей пошел в первый класс, до Грузии, где заканчивал школу. А между ними были еще пять лет в Чехословакии. Вся сознательная жизнь связана с Кавказом. В такой семье любовь к Родине прививают сызмала. Потому не случайно после школы прапорщиков и Андрей стал военным, пополнив ряды дислоцирующейся в Ставрополе 21-й воздушно-десантной бригады.
Сегодня он военный пенсионер. Впрочем, глядя на него, так, конечно, не скажешь. Да и жизнь нынешняя, творческая, не менее беспокойная. Сколько дорог пройдено с фотоаппаратом… По ставшему давно родным Кавказу. Где довелось и в горячих точках побывать в командировках. Особенно памятен знаменитый Ботлих: в 1999-м их батальон перебросили в горный Дагестан, штурмовали горькой памяти высоту Ослиное Ухо. Газета «Красная звезда» писала: «Разведать подходы к опорному пункту боевиков вызвались капитан И. Хоменко и прапорщик А. Смольников. Одолжили у местных жителей поношенную одежду, взяли чабанские посохи и направились к высоте. Днем, без какого-либо прикрытия. И задачу выполнили… Ночью во главе сводной роты десантников Хоменко и Смольников выдвинулись на высоту. То, что не смогли сделать пушки и боевые вертолеты, сделала «крылатая пехота»... После той операции засветился на груди Андрея орден Мужества.
Как военный пенсионер стал фотохудожником, Андрей и сегодня ответить затрудняется. Правда, в детстве часто видел, как отец возился с пленками и печатал снимки… Сегодня без фотоаппарата не представляет себя. Как и без своих удивительных героев – людей Кавказа, который в неутомимых путешествиях он открыл для себя заново. Правда, один момент вспоминает особо: будучи верующим человеком, около трех месяцев провел в Оптиной пустыни, куда поехал с другом «просто посмотреть», потом учился на катехизаторских курсах в Духовной семинарии. Теперь уверен:
- Монастырские знания - колоссальная школа, мозги поправляет здорово! Всем рекомендую.
Начав работать с фотоаппаратом всерьез, счел необходимым зайти в Андреевский храм к батюшке за благословением на съемку. И после этого стали ему встречаться люди… Как будто кто-то вел их к нему навстречу. На самом-то деле это он сам всегда спешил к людям, находя все новых друзей и открывая поразительные судьбы. Человек - всегда в центре каждой новой работы фотохудожника. А встречи с жителями кавказских сел не могли не вылиться в отдельное направление - этнографическое, ставшее основным в творчестве Андрея Смольникова. В его снимках вместе с национальным колоритом четко прослеживается искреннее восхищение автора своими героями.
- В том же интернете всякое пишут про Кавказ, а ведь люди здесь живут замечательные, а природа какая - прекрасный край, - говорит Андрей. - Горные аулы - это словно некий иной, удивительный мир. Спустя 20 лет мне довелось вернуться в Ботлих, который теперь вижу совсем другими глазами. Я хочу рассказывать про жизнь горцев и стараюсь это делать.
Походная жизнь фотографа - все новые встречи, самые разные человеческие истории и судьбы. Однажды Андрею захотелось поснимать знаменитые древние башни горной Ингушетии, о которых много слышал. Нашел человека, вызвавшегося ему помочь. Уже по дороге в Джейрахском районе Ислам предложил заехать к башенному комплексу Пялинг, и там Смольников увидел поразившую его картину: отец с сыном пахали землю на лошади. Увидеть такое в XXI веке… Конечно, он не мог пройти мимо такого кадра. А когда уехал домой в Ставрополь, все тянуло туда вернуться, вспоминались эти чудесные люди. Особенно глава рода дедушка Исрапил, всю жизнь проживший среди этих необыкновенных башен.
- Дедушка Исрапил поселился там много лет назад, построил домик, посадил огромный сад, у входа в который есть надпись «Будете в гостях - заходите», - с улыбкой вспоминает Андрей. - Он сам расчистил горные роднички, один из которых назван во имя пророка Мухаммеда. А во дворе у него огромный камень, на котором хозяин выбил строки из Корана на арабском и русском… Был вечер, тучи налетели, хлынул ливень, сильный, и под этот ливень он рассказывал мне о себе… Так и появилась серия фотографий «Горец. Там где земля становится небом». Некоторые из них сейчас хранятся в Москве в Президентской библиотеке...
Но даже если встретил интересного человека, надо еще его как-то показать… Нередко обстановка не дает возможности снять так, как хочется, и тогда съемка превращается в целую спецоперацию! Известного в Карачаево-Черкесии профессора-литературоведа 90-летнюю Лейлу Абубекировну Бекизову снимал восемь часов. Пришлось долго просить ее надеть правительственные награды, которые она скромно хранила в шкатулке, потом подбирали подходящий уголок с ее любимыми картинами и старыми фотографиями… А там есть даже ее фото с Анной Ахматовой…
Так сложилось, что наиболее яркими, выразительными героями Андрея Смольникова стали старики Кавказа. Не случайно многие эти снимки получили награды ряда международных конкурсов, некоторые опубликовал журнал Muslim Magazine. А большая часть работ - в открытом доступе в интернете. Фотограф просто влюбился в стариков-горцев: какие неповторимые черты, какая стать, какие характеры! И опять-таки - судьбы. Чего стоит героический аул Бесленей в Карачаево-Черкесии, известный тем, как в 1942 году местные жители спасли вывезенных из блокадного Ленинграда 32 еврейских ребенка, укрыв их от оккупантов, дав свои фамилии. Это одна из будущих тем для съемок, а местных стариков Андрей уже запечатлел. Эти старики принесли ему победу в конкурсе телеканала «Моя планета».
Последний год фотохудожник посвятил съемкам ветеранов Великой Отечественной войны и людей, переживших те годы. Так появилась новая, пронзительная по своей эмоциональной наполненности серия, которая легла в основу выставки «Время для тишины». Об этих героях Андрей Смольников тоже готов рассказывать целые истории. Эти съемки, признается мастер, дались с немалыми трудностями, учитывая возраст ветеранов, их сегодняшнее житье-бытье. В Красногвардейском районе познакомился с Николаем Александровичем Нерубальским и его необыкновенным «другом» - трофейным аккордеоном, привезенным в 45-м из Берлина. Сегодня у этого инструмента левая часть старая, а правая со временем обветшала, так ветеран заменил ее на новую, позаимствовав от другого аккордеона, - сохранил-таки своего «друга»! Вся жизнь его прошла с этим аккордеоном…
В Изобильненском районе ему удалось сделать не менее трогательный кадр - семейное фото ветерана и его больной супруги: ему за 100, ей 95 лет. Ох, какими глазами они смотрят друг на друга, сколько там мудрости и чувства… Другая героиня, Анна Георгиевна Хорошилова, прошла Освенцим и Дахау. Ее фашисты угнали из родной Спицевки в 18 лет, на фото читается лагерный номер 45303… Глубоко одинокий человек с трагичной судьбой, и это ощущение так остро живет в простом с виду кадре: задумчивая старушка, сидя у окна, смотрит с тихой печалью на сложенные тут же старые пожелтевшие от времени календари, которые она хранит…
- У этих людей за плечами такая жизнь!.. Меня как-то спросили, почему у тебя люди не улыбаются на фотографиях, все такое драматичное. Тому много причин - от преклонного возраста ветеранов до неулыбчивости самой темы памяти о пережитом, наверное… Одно могу сказать: я так чувствовал этих людей. А еще буду счастлив, что несколько моих славных ветеранов приедут в музей на выставку!
В каком-то смысле у Андрея Смольникова сложился свой фотохудожественный Бессмертный полк… Он хотел бы и дальше снимать ветеранов. Беда в том, что их все меньше - горькая неумолимая правда жизни. Но теме горцев тоже остается верен. Еще поедет и в Бесленей, и в Ботлих… В Дагестане в мае пройдет его персональная фотовыставка. И будут еще новые творческие конкурсы, которые обязательно принесут новые дипломы. Их у Смольникова уже большая коллекция, ведь его работы получали международное признание в Черногории, Сербии, Боснии и Герцеговине, Молдавии, Казахстане, Турции, США, Болгарии, Японии, Германии, Индии. Есть две Золотые медали Международной федерации фотоискусства (FIAP Gold Medal) и Золотая медаль Американского фотографического сообщества (PSA Gold Medal). Четыре работы вошли в шорт-лист Германской премии мира (Felix Schoeller Photo Award). Андрей Смольников входит в число мастеров и Союза фотохудожников России, и Международной федерации фотоискусства A-FIAP.
Впереди у него - новые маршруты по горам Кавказа, где ждут старые друзья и новые герои.
7 февраля 2020 года