Дворянское собрание, театр и пивзавод...
Начиналась она от пересечения с нынешней ул. Советской. В сохранившихся списках недвижимого имущества губернского Ставрополя по западной стороне под № 1 значится домовладение чиновницы Евдокии Розановой. У этого усадебного места своя история. В первой половине XIX столетия, когда еще стояла Ставропольская крепость, оно принадлежало чиновнику Евсею Евдокимову, открывшему в небольшом саманном домике что-то вроде корчмы для въезжающих в Ставрополь по Черкасскому тракту, который оканчивался у стен крепости. Затем у вдовы Е. Евдокимова Анны усадьбу покупает надворный советник подполковник Д. Розанов, который возводит более добротное строение. В 1889 году его дочь Евдокия Розанова с южной стороны отцовского дома делает двухэтажную пристройку и начинает выгодно сдавать помещения предпринимателям. Например, в угловой части размещалась типография Тимофея Иванова, получившая известность даже за пределами губернии. В ней, оснащенной первоклассным по тем временам оборудованием, печатались газеты «Северный Кавказ», «Ставропольские епархиальные ведомости», учебники для министерских и церковно-приходских школ и др. Одно время здесь находилась и редакция газеты «Северный Кавказ». При типографии также были писчебумажный магазин и книжный склад.
На первом этаже размещались купеческие лавки - винные, мясные, кондитерские, ювелирные, часовые, обувные. Верхний этаж сдавался под жилье.
Следующая за домом Е. Розановой земля вплоть до ул. Вельяминовской (ныне Дзержинского) принадлежала купцу 1-й гильдии И.Г. Ганиловскому. Он в 1847 году по проекту ставропольского архитектора Григория Ткаченко построил трехэтажное здание, сохранившееся до наших дней. Верхний этаж занимало ставропольское Благородное собрание (называвшееся также Дворянское, Общественное), целью которого, как сказано в его уставе, было «дать возможность своим членам и их семействам приятно провести время, для чего, кроме еженедельных вечерних собраний, назначаются семейные, танцевальные и детские вечера, обеды, балы, маскарады и др. В помещении Собрания могут быть спектакли, концерты, литературные вечера…». Взглянув на чудом дослужившую до наших дней ажурную кованую лестницу внутри здания, можно представить, как поднимались по ней представители ставропольского высшего общества, спеша на бал.
Часть здания снималась под общежитие для воспитанниц одного из первых на Кавказе женских училищ Св. Александры. Позже общежитие гимназисток перешло в новое здание гимназии.
В сороковых годах XIX века известный на Кавказе провизор Фёдор Шенберг открывает вольную аптеку в Ставрополе, арендовав для нее помещение на втором этаже дома Ганиловских. Осталось свидетельство о том, что Фёдор Егорович взялся снабжать бесплатными лекарствами гимназисток училища Св. Александры.
Как это часто бывало в купеческих семьях, внук Ивана Ганиловского Евгений промотал доставшееся ему состояние, и доходный дом приобрел городской голова, купец Сергей Деревщиков. На втором этаже новый хозяин решил разместить магазины, устроив вдоль всего этажа чугунную галерею, вход украсил нарядным крыльцом. К сожалению, они утрачены в 60-е годы ХХ столетия. Увидеть их можно на открытке серии «Привет из Ставрополя» начала XX века.
С приходом советской власти в здании долгое время находился краевой суд. Сегодня здесь расположились городская библиотека, муниципальный театр-гостиная «Гармония». Нижний этаж заполнен различного рода магазинчиками.
Участок, следующий далее, в 80- е годы XIX века купил приехавший в Ставрополь швейцарский подданный Вацлав Салис (в городе его стали называть Василием). На месте, где пробивался родник рождающейся речки Желобовки, он решил построить пивоваренный завод. В краевом архиве есть дело за 1880 год «О выдаче разрешения на устройство пивоваренного завода швейцарскому гражданину Василию Васильевичу Салису против Николаевского проспекта». Губернское правление разрешение дало, но при соблюдении ряда условий: не должно быть никаких приспособлений, действующих при помощи паровых машин, котлов и прочего; пивоварение должно производиться в железных и чугунных котлах, образующиеся пары должны выпускаться во внешнюю атмосферу через высокую трубу; остатки от пивоварения, если они не будут разбираться жителями для корма скота, должны немедленно вывозиться за город...
Как видим, городские власти заботились об экологии Ставрополя. Пивоваренный завод фирмы «Салис» выпускал полюбившееся ставропольцам пиво по старинным рецептам «Богемское», «Венское» и др. После смерти В. Салиса в 1895 году завод перешел во владение чеха Префета, который достойно продолжил дело под прежней вывеской «Салис». Новый владелец увеличил число сортов пива, которые получали награды на международных выставках в Париже, Праге, Брюсселе. На предприятии стал выпускаться медовый напиток - сбитень, различные натуральные фруктовые воды.
Постройки завода находились внутри усадьбы, а на Театральную улицу выходил фасад одноэтажного каменного здания, сдаваемого предпринимателю Григорию Троякову под пивной бар «Биржа». В советское время бывший завод В. Салиса перешел на выпуск только фруктовых вод, а затем и вовсе прекратил существование. Сейчас на этом месте проход, ведущий к каскаду фонтанов и скульптуре Ангела-хранителя. Осталось только старое строение пивного бара, ныне кафе «Гриль».
Ставрополь по праву гордится тем, что в нем появился первый на Кавказе русский театр. В 1845 году московский журнал «Репертуар и Пантеон» писал: «Вместо старого сгоревшего театра в Ставрополе воздвигнуто новое каменное здание с прекрасным фасадом. Оно назначено для театра, имеет два яруса лож, в третьем ярусе устроена галерея… Сцена театра довольно обширна, но слишком высока. Внутренность театра отделана хорошо. Строитель его, голова здешнего купечества г. Ганиловский, не щадил ничего для блеска. Театр освещен газом». Именно благодаря этому зданию улица и стала именоваться Театральной.
Первый театральный сезон открыла труппа актера и режиссера И. Дрейсига. Позднее на сцене театра играли драматические труппы с замечательными актерами, со временем ставропольский театр завоевал репутацию одного из лучших на Юге России. Репертуар обновлялся постоянно, осуществлялось до 40 премьер в сезон. На ставропольской сцене гастролировали Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, Г.Н. Федотов, В.Ф. Комиссаржевская.
В начале XX века купцами Меснянкиными в районе Нижнего базара Ставрополя был выстроен торгово-зрелищный центр «Пассаж» с помещением под театр на 600 мест (ныне Ставропольская краевая филармония). Это составило серьезную конкуренцию театру А. Иванова, и он перестраивает свое театральное здание под гостиницу, ставшую вскоре весьма престижной. В местных газетах находим: «С 1 августа 1909 года на Театральной улице открылась гостиница «Россия»... Прекрасный ресторан с отличной кухней, бильярд. Освещение электрическое. В саду «Эрмитаж» при гостинице летний ресторан и эстрада».
В 20-е годы в здании размещались Ставропольская ЧК, Дом Красной Армии (ДКА). В период оккупации города фашистами здание использовалось под немецкую военную разведку (абвер) и городскую военную комендатуру.
Сейчас здесь Дом офицеров. А мемориальная доска напоминает о первом русском театре на Кавказе.
В 60-е годы XIX столетия часть земли И. Ганиловского была приобретена обрусевшим немцем Ю.Ф. Шульцем. Юлий Фёдорович имел славный послужной список: Кавказскую войну начал младшим ординатором Ставропольского военного госпиталя, дослужившись до ведущего врача, с 1870 года читал курс медицины в Ставропольском казачьем юнкерском училище. Был отмечен высшими орденами России и пожалован царским бриллиантовым перстнем. Его сын Михаил блестяще заканчивает Императорский университет Св. Владимира в Санкт-Петербурге и возвращается на родину. В перестроенном в 1897 году отцовском доме он открывает гинекологическую лечебницу, ставшую со временем известной во всей округе. С началом войны с Японией в 1905 году Михаил Юльевич был призван на военную службу. Сибирский военно-санитарный поезд им. Великой княгини Татьяны Николаевны, в котором он служил врачом, курсировал вблизи передовых позиций.
За проявленное мужество и героизм М. Шульц был награжден орденом Св. Анны с мечами. После вой-
ны он сделал еще немало для родного города: создал бактериологический институт, сыгравший большую роль в борьбе с заразными болезнями; в советские времена продолжал лечить людей и читал лекции по медицине в учебных заведениях Ставрополя.
Сейчас ничто не напоминает лечебницу в этом небольшом двухэтажном домике с сохранившимся кованым балконом. На его втором этаже находится детская балетная студия, на первом - кондитерский магазин.
Угловое здание - пожалуй самое красивое в архитектурном плане из всей линии застройки западной стороны Театральной. Его украшают полуколонны с капителями, оригинальная отделка окон, особенно второго этажа, и ажурный балкон, опоясывающий угловую часть дома. Любопытно, что в экстерьере особняка повторяется изображение масонского знака «циркумпункта» - «Точка в Круге» (Солнца в центре Вселенной), не раз встречающегося на старинных постройках Ставрополя.
Это здание в прошлом было известно как дом банкира Макара Попова. После смерти отца процветающее дело дома «Макар Попов и К» продолжил его сын Арутюн Макарович Попов. Банк и квартира семейства располагались на втором этаже. Позже часть верхнего этажа снимал редактор первой частной газеты в Ставрополе «Северный Кавказ» Д. Евсеев, здесь находились его жилые комнаты и размещалась редакция. Современники отмечали, что дом всегда был полон людей. Нижний этаж использовался под магазины и склады. В восточном крыле находилась вольная аптека (просуществовала до сегодняшнего дня - это верхняя аптека Байгера).
В дальнейшем в западном корпусе здания сменяли друг друга рабочая поликлиника, станция скорой помощи, детская поликлиника, травмпункт. В наши дни здесь Центр гигиены и эпидемиологии края.
Перейдя на восточную сторону Театральной, нельзя не упомянуть гордость Ставрополя - старинный бульвар, простирающийся вплоть до железнодорожного вокзала. Во второй половине XIX века краевед И.В. Бентковский писал: «Бульвар составляет главное место прогулок ставропольской публики. В хорошую погоду на нем каждый день можно встретить весь цвет ставропольского общества, бывают иногда и такие случаи, что бульвар не в состоянии вместить всех посетителей, и это лучше всего свидетельствует о его красоте». Эти аллеи помнят шаги поэта М. Лермонтова, писателя Л. Толстого, композитора М. Балакирева, писателя и драматурга И. Сургучёва.
Архивные документы поведали, что в 1839 году по распоряжению командующего войсками Кавказской линии генерал-лейтенанта П.Х. Граббе на месте сохранившегося небольшого лесного участка у южных бастионов крепости решено было устроить «всеобщественный сад». За десять лет создана верхняя часть бульвара, до нынешней ул. К. Хетагурова. Большую роль в благоустройстве сыграли городские садовники П.Н. Немчиров, Б.И. Новак. В XIX веке здесь шумели листвой липы, клены, ясени, дубы, тополя, позже каштаны. Красовались живые изгороди из шиповника и белой акации. Радовали глаз цветники. Для отдыха были расставлены диванчики, скамейки. Благоустраивался бульвар и позднее, появились малые архитектурные формы: фонтаны, скульптурные композиции.
Угол южной части бывшего Николаевского проспекта, с переходом на ул. Театральную, и сейчас занимает трехэтажное здание, построенное в 50-х годах XIX века пятигорским купцом А. Васильевым. По тем временам это было одно из современных зданий города, выдержанное в строгих архитектурных формах. Владелец долгое время сдавал его под Ставропольский окружной суд. Здесь проходили процессы, собиравшие массу публики и репортеров. Некоторые захватывали не меньше детективных романов. Например, дерзкое по своей жестокости убийство в 1889 году генерала Кипиани. Интересно, что оно имело отголосок в наши дни. В Ставрополь приезжал представитель из Грузии для определения места гибели генерала, чтобы установить памятную доску. Оказалось, что патриарх Грузии Илия II за мученическую смерть канонизировал Д.И. Кипиани.
Судебные органы оставались в доме и в советское время, затем там был Дом работников просвещения. А ныне верхний этаж отдан под городской Дом культуры. Внизу, как в былые времена, магазины и кафе. Но памятная доска напоминает жителям и гостям города, что это «Здание судебных учреждений, 80-е годы XIX в. Подлежит государственной охране». Удивляет, почему же, несмотря на эту охрану, облик старинного здания изменен: прорублена дверь для магазина?
Виртуально пройдясь по Театральной, мы окунулись в прошлое Ставрополя, отдали дань тем людям, которые создавали город, оставили добрый след в его истории. Хотелось бы отметить: в старом Ставрополе, городе первого на Кавказе театра, была ул. Театральная. В наши дни вокруг нового, выстроенного в 1964 году, здания крайдрамтеатра разбит прекрасный сквер-дендрарий Театральный. Неплохо бы одну из улиц Ставрополя назвать Театральной. Например, в новом микрорайоне Перспективном, где запланировано выстроить новый комплекс с театральным залом.
14 января 2020 года