07:24, 27 декабря 2019 года

Ставропольский искусствовед Ольга Бендюк: Христос – одинокий и сомневающийся

О роли евангельских сюжетов и героев в истории живописи мы говорим с заместителем директора Ставропольского краевого музея изобразительных искусств искусствоведом Ольгой Бендюк.

- Ольга Борисовна, тема эта сколь необъятна, столь же и ответственна… Что привлекало к ней художников? Их особая религиозность? Или, как творцы, они чувствовали востребованность благодатных сюжетов?

- Изначально все связано, конечно, с религиозным контекстом. И тут без иконографии нам не обойтись. Как известно, повествование о рождении Христа присутствует только у двух евангелистов - Луки и Матфея. Кратко, без особых подробностей они указывают, что произошло событие Рождества. При этом Лука более информативен, в частности, говорит о том, как Святое Семейство оказалось в Вифлееме, почему появление Сына Божьего произошло в пещере. У обоих евангелистов присутствует конкретика места, само событие и его непременные участники - Мария, Иосиф и Младенец. Вскользь можно узнать, что первыми пришли поклониться Младенцу пастухи и волхвы. Есть атрибут - Вифлеемская звезда. Позднее, в апокрифах, были даны более детальные описания.

(Апокрифы - неканонические тексты, дополнившие многие сюжеты Священной истории и отвечавшие на возникавшие при чтении Библии вопросы. - Ред.).

Сюжет оброс подробностями, появились новые персонажи, повествование расширилось. Уже в раннехристианских росписях, как в найденной в одной из римских катакомб фреске, датируемой III в., есть персонажи, о которых в Евангелии ничего не сказано: повитухи Зелома и Саломея, а также животные - осел и вол.

- Иконография ставит художника в достаточно жесткие рамки. В живописи уже гораздо свободнее.

- В искусстве выработалось два подхода к Рождественской тематике: православный, основанный на византийском каноне, и католический. Византийская иконография регламентировала все, что должно изображаться, вплоть до расположения деталей. Все это взял древнерусский художник. Поэтому на иконе всегда - пещера, Вифлеемская звезда, Дева Мария в полагающейся позе, повитухи, на четко определенных местах - остальные обязательные персонажи, и, кстати, на русской почве вол и осел были заменены коровой и лошадью. Классическим примером, если можно так выразиться, образцово-показательным памятником является «Рождество» Андрея Рублева первой четверти XV века.

В западноевропейском искусстве, также неразрывно связанном с христианской иконографией, иконопись не получила такого развития; отображением событий Священной истории занялись живописцы. Католической традиции характерен повествовательный подход, при котором основные события Рождественского цикла самодостаточны, каждое из них становится сюжетом отдельно взятого изображения. Живописец акцентирует внимание на фигуре лежащей Марии, возле в яслях обвитая пеленами фигурка Младенца Иисуса. Но уже в период раннего Средневековья церковь выступала против изображения тех же повитух.

- Натурализм не одобрялся…

- Чудо Рождества казалось несовместимым с бытовыми земными моментами типа повитух. Они начинают постепенно уходить с полотен. Ведь, по свидетельству евангелистов и католических теологов, Мария при рождении Христа обошлась без чьей-либо помощи. Отсюда лаконичность сюжета: Дева Мария с ребенком на руках, освещенная светом Вифлеемской звезды… Даже Иосиф как бы отходит в сторону. А сама поза Девы Марии призвана возвестить о величии произошедшего с ней чуда Рождества…

- В искусстве начинается четкий переход к сюжету «Мадонна с младенцем».

- Совершенно верно. На первый план выводится поклонение Христу и Богоматери, а тема «Мадонна с Младенцем», окончательно определившаяся в эпоху Возрождения, стала одной из основных в религиозной живописи классического периода.

- И живопись в отличие от иконы, наоборот, щедра на подробности, в том числе бытовые.

- Более того, мадонн писали с реальных моделей, хотя и придерживаясь неких устоявшихся сюжетных канонов, но это были вполне конкретные земные женщины, вплоть до жен самих художников. Таких примеров немало. В первой половине XV века беглый флорентийский монах-художник Фра Филиппо Липпи, делая роспись в женском монастыре в Прато, влюбился в монашку Лукрецию и похитил ее! Они поженились, появились дети, обоих супругов отлучили от церкви, и только вмешательство папы позволило Филиппо вернуться к творчеству. Он одним из первых художников Возрождения писал свою жену в образе Мадонны с Младенцем.

- Значит, несмотря ни на что, его ценили как живописца. И простили...

- Гуманистические начала в тот период стали преобладающими в обществе. А вот сюжеты из события Рождества начинают делиться на отдельные - явление Ангела пастухам, поклонение пастухов, явление звезды волхвам, поклонение волхвов…

- В каждом из них художник, видимо, решал какую-то свою смысловую задачу.

- И смысловую, и живописную. Самостоятельными становятся не только сюжеты, но и по-другому интерпретируются персонажи. Если изначально волхвы - это астрологи, мудрецы, пришедшие из разных стран света, то теперь они трактуются как цари. То есть приход Мессии уже обращен всем народам, Он для всех явился в этот мир, невзирая на исповедание, происхождение, расу (Валтазар не случайно чернокожий), и все цари, аллегорически представляющие Азию, Африку, Европу, пришли на поклонение каждый со своим даром; у царей, как и подобает, появляется свита. Художники переносят само действие в реальную для их времени действительность: это и конкретная среда, с узнаваемым природным ландшафтом или архитектурой города; люди из свиты царей одеты по моде того времени, когда писалась картина; более того, часто среди сопровождающих есть портретные и автопортретные включения.

- Ольга Борисовна, вы уже сказали, как наши иконописцы переняли византийскую традицию. А что с профессиональной живописью?

- Надо помнить, что наша светская культура начала формироваться в конце XVII - начале XVIII столетия. В Европе к этому времени этот путь уже пройден и пафос Возрождения мы узнаем уже как данность… На Руси с реформами Петра I связано светское понимание искусства, появление станковой живописи, картины. Естественно, религиозные темы никуда не ушли, но иконография осталась только для икон. Русская классическая живопись, основываясь уже на европейской традиции, рассматривает тему Рождества в самостоятельных сюжетах. Например, известный мастер первой половины XIX века Александр Иванов написал огромное число полотен, связанных с историей христианства. Апогеем в этом ряду стало его знаменитое «Явление Христа народу». Важно заметить, что у русских художников акцент перемещается с самого смысла события Рождества на эмоциональную составляющую.

- Начинается явно читаемая психология, даже философия…

- XIX век - это вообще время переосмысления догматов, ставших для просвещенных людей скорее морально-нравственным ориентиром в решении проблем совести, нравственных идеалов.

- И тут нельзя не перейти к образу Христа уже не Младенца, а Мессии. В нашей отечественной живописи, мне кажется, он получился гораздо интереснее, чем в европейской.

- У русских художников фигура Христа уже не так прямолинейно соотносится с религией. Это, скорее, камертон, нравственный императив. По-видимому, сказались особенности исторического периода с его поисками новых смыслов, переоценкой ценностей, сомнениями в законах обустройства этого мира.

- Это уже какое-то космическое видение темы…

- Новый уровень нравственных поисков, которыми человечество, вообще-то, занимается тысячелетия. Интересно, что у художников теперь Христос остается в одиночестве. Мы видим его в каких-то необитаемых местах, без учеников.

- Причем он одинок даже в толпе, сосредоточенный в своих раздумьях и какой-то... сомневающийся.

- Вы правы, уже нельзя однозначно трактовать его образ, закрепленный в иконографических типах: Учитель, Спаситель и пр. Возникает ощущение, что Христос в русской традиции получает иную характеристику, он словно с самим собой не всегда согласен.

- Может, я ошибаюсь, но складывается впечатление, что у разных авторов черты лица Христа схожи. Они брали некий эталон?

- Если помните, был в истории Византии период иконоборчества (VIII - начало IX века), когда часть священников выступила против изображения Христа и других персонажей Евангелия, аргументируя тем, что никто из авторов, иконописцев не видел их лично. И, давая изображение, не создаем ли мы идолов, подобно язычникам? В противовес иконоборчеству многие богословы, среди которых Иоанн Дамаскин, выступили в защиту иконописания («Слова в защиту святых икон»), так возникло учение об архетипе с вполне четкими обозначениями. Ибо земная жизнь Христа хорошо известна. И отчасти известно, как он выглядел. Мужчина 33 лет, пропорционально сложенный, а учитывая, что он философ и Учитель, образ должен быть интеллектуальным. Также известно, что он носил бороду, имел длинные темные волосы… Кстати, учение об архетипе сформировало черты и всех основных персонажей - апостолов, Марии - с присущими им атрибутами.

- Я бы еще добавила, что облик Христа наделен явно выраженной позитивной, по нынешнему говоря, харизмой.

- Архетип влиял и на поиск натурщиков. Для меня наиболее ярко и индивидуально выразил образ Христа Василий Поленов в своем евангельском цикле картин «Жизнь Христа», который состоит более чем из 60 полотен! Этого художника отличает знание библейских мест, в которых он не просто бывал, но которые прошел. Ведь каждый ландшафт имеет свой цвет, настроение, колорит. Поленову удалось это прочувствовать и передать в картинах атмосферу, в которой происходили изображаемые события. По сути, реконструировать, да еще и проследить образ в развитии, в поступках. Мне очень дороги и Иван Крамской, и Николай Ге с их одиноким Христом, и Илья Репин с его эмоционально окрашенными сюжетами. Эти полотна прямолинейно, лобово не касаются веры, но дают образ вне времени, вне рамок неких воззрений. Это глобальный, космический типаж…

- И даже внутри русского искусства - какие разные художники. Один и тот же сюжет «Христос и грешница» показан по-разному, с разными акцентами.

- Особенность названных авторов в том, что все они были очень совестливые люди. Вся русская культура ХlХ века - очень совестлива. Искусство этого времени в целом: музыка, литература, театр и, конечно, изобразительное, пыталось ответить на самые важные вопросы бытия, актуальные вопросы времени. Через образ Христа художники пытаются пробудить мысль: так ли уж все хорошо и правильно в этой жизни? Вопросы без ответов.

- В XX веке по понятным причинам обсуждаемая тема практически ушла из искусства, осталась разве что в иконописи или росписи храмов. Становится как-то даже жаль… Там ведь такой простор для творчества. В нашей стране тема вернулась в конце XX - начале XXI века, мы словно принялись восполнять пробелы десятилетий.

- В том числе и ставропольские художники воздали ей должное, это уже ушедшие мастера Виктор Чемсо и Алексей Соколенко, а сегодня Евгений Кузнецов… В современном мире эта тема стала прерогативой наивного искусства, хотя в советский период в профессиональном искусстве затрагивались темы «около», это касается праздников, той же рождественской ели, колядок, святочных гуляний… На неформальном уровне, подсознательно тема так или иначе переживалась. Даже «перепутав» Новый год с Рождеством, мы все равно ее касались! Так что сказать, что совсем уж все забыто и выкорчевано, нельзя.

- И как раз благодаря искусству! Школьники познают изоискусство во многом через такие сюжеты. А их надо знать и понимать, чтобы понять замысел автора. Начинаются попутные вопросы: а кто это? а откуда? зачем?

- Потом одни остаются на информационном уровне, другие идут дальше на эмоциональный, третьи - на философский. Для этого искусство и существует.

И сегодня художники так или иначе все же обращаются к вечным вопросам. Пример тому - проходящие сегодня в нашем музее выставки. В экспозиции, представляющей творчество Виктории Аксировой, можно увидеть очень необычное «Рождество», хотя и здесь ощутимы истоки: и материнство, и хлев, и корова - в русской традиции, и ночь, и звезда…

- Сегодня в фондах музея, насколько я знаю, тема Рождества представлена в основном в коллекции икон?

- Не только, есть образцы западноевропейской живописи. Из иконописной же коллекции наша гордость - «Рождество» работы мастера XIX века. Иконография сохранена в ней практически в классическом варианте. Кстати, в этом же зале на противоположной стене - образ Мадонны с Младенцем в западной традиции.

- При всех переменах быстротекущей жизни почему-то кажется, что тема эта неисчерпаема.

- Однозначно. К ней обязательно будут и дальше обращаться художники. И вполне может быть, что именно эти темы, вневременные, наполненные общечеловеческими ценностями, станут наиболее востребованными.