Укрупнение муниципалитетов на Ставрополье: Окружной путь – самый короткий
Зима - чаще всего не самый оживленный политический сезон.
В декабре нынешнего года в 16 районах края - Александровском, Андроповском, Апанасенковском, Арзгирском, Будённовском, Грачёвском, Кочубеевском, Красногвардейском, Курском, Левокумском, Новоселицком, Предгорном, Степновском, Труновском, Туркменском и Шпаковском - предстоят публичные слушания по вопросу объединения территорий поселений, входящих в состав муниципальных районов. Создание муниципальных округов призвано усовершенствовать систему местного самоуправления. И, как показывает практика, такой «окружной» путь формирования власти на деле является пусть и не самым популярным, но самым коротким и реальным путем к повышению эффективности администраций на местах, решению наболевших проблем граждан.
Нормативно-правовая база для предстоящих административных преобразований уже формируется. 28 ноября Дума Ставропольского края в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесла соответствующие изменения в Устав (Основной Закон) Ставропольского края, предусматривающий новый вид муниципального образования - муниципальный округ, а также в Закон Ставропольского края от 02 марта 2005 г. «О местном самоуправлении в Ставропольском крае», регламентирующий организацию местного самоуправления на территории муниципального округа.
Впереди немало организационных нюансов - помимо публичных слушаний еще и принятие представительными органами поселений решений о согласии на преобразование муниципальных образований, направление представительными органами муниципальных районов законодательной инициативы в краевую Думу о создании муниципальных округов и т. д. А вот смысл намечаемых изменений, как и в случае с учреждением городских округов, неизменен - переход к одноуровневой системе муниципального управления и, как следствие, формирование максимально прозрачной, оптимальной структуры власти, открытой людям.
Лучше меньше, да лучше
«Государственная система должна быть простой и понятной», - полагает президент Центра стратегических коммуникаций, политолог Дмитрий Абзалов. И, добавим, прежде всего дееспособной. Жителей города или села, не искушенных в разделении управленческих полномочий и предметов административного ведения, чаще всего не столь уж волнует, какая власть - государственная региональная или муниципальная районная - обеспечивает их водой и теплом, организует работу школ и больниц, спортивных комплексов и торгово-развлекательных центров, и им не особенно интересны объяснения чиновников, что причина медленного обустройства территории - маленький местный бюджет. Точно так же, пока местная казна скудна, людям будет безразлично, избран руководитель их муниципалитета или назначен.
Может ли преобразование структуры муниципальной власти изменить жизнь в районе к лучшему? Ответ - да. Аргументов в пользу укрупнения набралось уже немало за два прошедших года, а именно тогда, в 2017 году, в крае были созданы городские округа, по полномочиям схожие с муниципальными округами.
Муниципальный округ - это один глава объединенной территории, ответственный за развитие всего округа, единый генеральный план и сбалансированное развитие муниципалитета, единые тарифы на услуги ЖКХ и транспорт, единые правила благоустройства, единый подход к налоговой политике, единые аккумулированные финансовые и инвестиционные возможности, экономия бюджетных средств, сокращение численности чиновников.
При создании муниципальных округов сохраняются меры социальной поддержки, установленные для жителей сельских населенных пунктов, например льготный тариф на электроэнергию. Врачи, учителя, работники сферы социального обслуживания, работающие на селе, пользуются теми же преференциями в полном объеме, что и ранее.
Принципиальный момент реформы - сохранение доступности муниципальных услуг. Здесь, как показывает практика работы городских округов, оказался полезен опыт МФЦ. Многофункциональные центры создавались с учетом особенностей муниципалитетов, включая заселенность территорий, географические условия.
В населенных пунктах всех городских округов Ставрополья создана сеть удаленных рабочих мест, находящихся на значительном расстоянии от филиала МФЦ, что предоставляет возможность гражданам и юридическим лицам получать государственные и муниципальные услуги в режиме «одного окна» в максимально короткий срок непосредственно в своем поселении в полном объеме.
Эволюция вместо революции
У любых преобразований были и будут сторонники и противники, и муниципальная реформа - не исключение. Конечно, от нее выиграют не все. Управленцам, чей функционал в результате предстоящих перемен станет избыточным, придется переучиваться или осваивать новые профессиональные навыки в другой сфере. Но главное - в плюсе будет население, люди, ради которых и существуют местные органы власти. Динамика развития городских округов это наглядно демонстрирует.
Если до преобразования в городской округ консолидированный бюджет Ипатовского муниципального района, в состав которого помимо муниципального района входило 16 поселений, в 2017 году составлял 1482645 тыс. руб., то в 2018 году фактический объем бюджета Ипатовского городского округа превысил 1703061 тыс. руб. Так, в 2017 году на 1 рубль средств бюджетов поселений было привлечено 3,55 руб. из краевого и федерального бюджетов на решение вопросов местного значения. Уже спустя год этот показатель для городского округа составил 12,73 рубля, то есть вырос в 3,5 раза!
Сегодня ипатовцы, помимо участия в программе поддержки местных инициатив и в проекте «Комфортная городская среда», реализуют свою программу поддержки малых населенных пунктов округа. Она стала возможной благодаря аккумуляции ресурсов в рамках единого городского округа.
В Георгиевском городском округе в 2018 году объем привлеченных бюджетных средств составил 506 млн руб., что в два раза больше, чем годом ранее. А на 1 октября 2019 года объем привлеченных бюджетных средств в округе превысил 873 млн руб., что на 172 процента больше показателя 2018 года. Больше финансовых ресурсов - больше возможностей. В 2018 - 2019 гг. выполнен текущий и капитальный ремонт семи учреждений культуры Георгиевского городского округа. Ведется капитальный ремонт крупнейшего в округе городского Дворца культуры.
В Изобильненском городском округе в рамках участия в государственных программах Ставропольского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций» и «Развитие сельского хозяйства» в 2018 году построены объекты на общую сумму 26,8 млн руб. Годом раньше эта сумма составляла всего 7 млн руб. Более чем впечатляющий рост, в 3,8 раза, стал возможен в рамках структуры городского округа. В этот же период финансирование на дорожное строительство увеличилась в 1,7 раза (с 72 млн руб. до 125 млн руб.).
Вообще, дороги - одна из самых непростых и острых, застарелых местных проблем. Финансово слабым небольшим муниципалитетам она не по плечу: 2 - 3 км отремонтированной дороги в год картину не меняют. Усилиями объединенного округа дорожное хозяйство приводится в порядок быстрее. В Кировском городском округе в 2018 году на ремонт дорог и обеспечение безопасности дорожного движения направлено 107 млн руб., в том числе из краевого бюджета 77 млн руб. В нынешнем году цифры ощутимо выросли. На ремонт автодорог округа выделено 173 млн руб., в том числе средств краевого бюджета 142 млн руб.
Остается лишь один вопрос, нередко обсуждаемый политологами: насколько самостоятельна подобная муниципальная власть? Но, кажется, эта дискуссия из разряда вечных. Еще на волне реформ эпохи императора Александра II в 1864 году организация местного само-управления была закреплена в России положением о земских учреждениях: земская власть отделялась от государственной. Результаты работы земств оказались неудовлетворительными. Уже в 1890 году, предваряя необходимость введения нового земского положения, российский государственный деятель граф Дмитрий Толстой писал: «Главные причины существующего неустройства в земстве заключаются в обособленности земских учреждений от установлений правительственных... Отсюда происходит отсутствие единства и согласия в действиях правительственных и земских властей, а нередко и явный антагонизм между ними». Реформатор считал необходимым «изменить саму постановку земских учреждений, признать земское дело делом государственным». Таким оно не по букве, а по духу становится в XXI веке.
6 декабря 2019 года