Подразделениям миграции МВД России 300 лет
Мы часто ругаем нашу Конституцию: и такая она, и не такая, и не полная, и неконкретная. Я тоже порой ругаю. Но вот статья 27 Конституции РФ, которую решила освежить в памяти, готовясь к этому материалу, очень даже вполне соответствует. Впрочем, читайте сами.
«1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию».
А как заявленные права реализуются на Ставрополье?
Об этом мы беседуем с подполковником полиции Натальей Поляковой, начальником отдела по вопросам гражданства УВМ ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
- Наталья Ивановна, какое количество людей хочет получить российское гражданство на Ставрополье? Становится ли их больше в последнее время?
- Больше не становится. В последние годы мы фиксируем примерно одинаковое количество приезжающих в край иностранцев и лиц без гражданства - около 16 тысяч человек, включая туристов и прибывших по рабочей визе. Более показательно другое количество - тех, кто хочет остаться в России навсегда. Речь идет о 9 тысячах человек - это те, кто хочет получить или уже получил разрешение на временное проживание или вид на жительство. Кстати сказать, оба этих статуса очень весомы. Лица с видом на жительство имеют практически все права гражданина России.
- А чего не имеют?
- Они не могут работать на госслужбе и не могут быть избраны в органы власти.
- Откуда больше всего приток «жаждущих»?
- Из Армении - около пяти тысяч, из Азербайджана и Украины - по две тысячи человек и тысяча из Узбекистана.
- А сколько человек получили российское гражданство?
- С начала года российские паспорта получили 2903 человека. Это выше уровня даже прошедшего года на 27 процентов. Только более 700 заявлений мы получили после недавно введенного нашим государством упрощенного порядка приобретения гражданства Российской Федерации гражданами Украины, проживающими на территориях Луганской и Донецкой народных республик. Но всех подряд мы не принимаем и документы не всем выдаем. Однозначно отказываем, когда люди представляют подложные документы и заведомо ложные сведения. Почему-то особенно часто хотят скрыть доходы, получаемые от официальной трудовой деятельности, что совершенно нелогично и непонятно.
- А как решается проблема с паспортами граждан Российской Федерации, выданными в нарушение установленного порядка (признанными недействительными), выявленными при получении гражданства и в других случаях? Страдают ли люди?
- Эта проблема решается. Давайте вспомним, каким образом она образовалась в 2000-2005 годах. По действующему тогда законодательству, человек мог обратиться в суд, обжаловать действия паспортно-визовой службы, которая паспорт не выдавала. И суды массово принимали решение: такому-то и такому-то паспорт выдать. Паспортно-визовая служба исполняла решение суда, оформляла паспорт. Прошло время, человек, живший с таким «судебным» паспортом долгие годы, идет его менять (а выдать новый паспорт - совсем не механическая работа), и выясняется, что гражданство Российской Федерации в установленном порядке не было оформлено через уполномоченный орган. А значит, человек не является гражданином Российской Федерации. Или другой случай, когда человек годами живет в России, без документов, удостоверяющих личность и дающих право законно проживать на ее территории. Многие слушают «советчиков» и боятся идти в миграционную службу для оформления документов, что только усугубляет ситуацию. Так что люди с неурегулированным правовым статусом на Ставрополье есть. Как есть и подразделения миграционной службы во всех территориальных органах внутренних дел. Мы готовы с такими людьми работать. Уверяю, поможем.
- Есть ли палочка-выручалочка для претендентов на российское гражданство? Одно время много говорили о программе переселения соотечественников, проживающих за рубежом. Сейчас такая программа есть? Как она реализуется?
- Программа есть. Она, как и все предыдущие, рассчитана на два года - 2019-2021. Напомню, программы такие работают в России с 2014 года. Каждый раз меняются критерии. Если раньше с заявлением об участии в государственной программе могли обратиться граждане Украины и потомки семиреченских казаков, то теперь ограничений практически не осталось. Но прежде чем продолжить разговор, давайте вспомним, кто в соответствии с Федеральным законом «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (ему, кстати, в нынешнем году исполнилось 20 лет) является нашим со-отечественником.
- И кто?
- Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие или проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
- Сильно заформализовано, мне кажется.
- Зато все и всем понятно. А в законе еще два пункта такой же конкретики о статусе соотечественника. Почитайте, это интересно. Вот все эти люди и могут участвовать в государственной программе. В Ставропольском крае действует подпрограмма «Оказание содействия добровольному переселению в Ставропольский край соотечественников, проживающих за рубежом». Она - часть программы Ставропольского края «Развитие сферы труда и занятости населения», которая начала действовать с 14 марта нынешнего года. Коротко говоря, цель программы - способствовать социально-экономическому и демографическому развитию Ставрополья. Для участников программы получить российское гражданство проще. Но не всегда получается по писаному. За нынешний год мы должны принять по программе 600 человек (240 участников госпрограммы и 360 членов семей). С 14 марта в управление поступило 243 заявления, вместе с членами семей - 354 человека. Еще 7 (с членами семей 14) человек подали заявления в представительства за рубежом.
- Всего получается 368. Мало? Мы отстаем?
- Министерство труда и социальной защиты Ставропольского края дает заключение о соответствии кандидата критериям программы. В этом году одобрено только 194 переселенца (280 вместе с членами семей). Так что мало. Хотя условия, на мой взгляд, отличные - государство компенсирует расходы, потраченные на переезд и провоз багажа. Но есть условие - три года жить на определенной территории. Список таких территорий в крае есть. Почему Ставрополь и Кавминводы в него не попали, думаю, понятно. Но вот в Шпаковском районе единственной территорией проживания определено село Сенгилеевское. Я не очень уверена, что там можно найти работу для всех переселенцев.
- Проблема, однако. Ведь, если покинуть место проживания, все полученные по программе деньги придется вернуть?
- Вне всякого сомнения. И наша служба мониторит, где живут и работают переселенцы. Был такой случай. Хорошая многодетная семья приехала по программе и жила в Предгорном районе, а доступную им ипотеку смогли найти только в Лермонтове. Вот и пришлось оформлять выход из программы.
- А иного пути нет?
- Пока нет. Хотя многие мои коллеги считают, что можно ограничить территорию проживания не конкретным населенным пунктом, а субъектом Федерации - маневра у переселенцев было бы больше.
- Наталья Ивановна, мне казалось, что слово «убежище» осталось в двадцатом веке, а недавно услышала, что такая форма пребывания в нашей стране еще существует.
- Это правда. На Ставрополье получили временное убежище 3516 человек. В основном это граждане Украины, которые могли бы получить гражданство России в упрощенном порядке, но не делают этого. Они законно находятся на территории нашей страны, но живут без паспортов своего государства - мы их изымаем.
- Просто поражаюсь, как много нюансов у российского гражданства и в вашей работе. Так что с праздником всех сотрудников миграционной службы.
13 сентября 2019 года