Ставрополье примет участие в ФЦП «Комплексное развитие сельских территорий»
Программа должна дать новый импульс жилищному строительству на селе, содействовать занятости населения. Так считает заместитель председателя комитета по аграрным и земельным вопросам, природопользованию и экологии Думы края, сопредседатель регионального отделения Общероссийского народного фронта Виктор Надеин. Подробнее об этом он говорит в своем интервью.
- Появление госпрограммы логично, - отмечает Виктор Викторович. - В майском указе, определившем двенадцать национальных проектов, не было выделенного направления по развитию сельских территорий, что, на взгляд широкого круга экспертов и рядовых граждан, не соответствует стратегическому развитию России. Данное мнение было услышано президентом, и принятая госпрограмма по своим масштабам сопоставима с национальными проектами.
- Если формулировать коротко, то основные цели госпрограммы - сбережение сельского населения, сближение уровня его доходов с городским, повышение комфортности проживания в глубинке. А что нового для Ставрополья несет принятая программа?
- Во многом степень участия нашего края в этой программе будет зависеть от активности представителей власти всех уровней, предпринимательского сообщества и самих жителей сельских поселений, мобильности, напористости краевой власти и участия в процессах на селе институтов гражданского общества. Активисты и эксперты регионального отделения ОНФ подключились к анализу реализации программы, выявлению наиболее острых и значимых проблем развития сельских поселений края. Сейчас на федеральном уровне запущен проект ОНФ «Село. Территория развития», и наш регион примет в нем самое активное участие. Мы готовы и по вопросу развития села, улучшению жизни селян активно взаимодействовать и уже это делаем с губернатором края и всей вертикалью регио-нальной и местной власти.
- Насколько весомой будет поддержка из федеральной казны в рамках вышеназванной программы?
- Бюджет госпрограммы составит в целом по стране 2 триллиона 228 миллиардов рублей, из них более триллиона должно быть найдено из внебюджетных источников. Ставка делается в том числе на то, что сами регионы, заинтересованные в продвижении инфраструктуры на селе, в режиме софинансирования предусмотрят в своих бюджетах значительные суммы на эти цели и вовлекут в процесс софинансирования представителей бизнеса.
Ставрополье в числе лидеров по уровню газификации, составляющей сегодня почти 98 процентов. А вот водоснабжение и водоотведение требуют более пристального внимания власти, по нашему мнению, это одна из тех актуальных проблем, решение которой качественно улучшит жизнь тысяч селян. И здесь вопросы как качества питьевой воды, бесперебойности ее подачи, так и вообще наличия централизованного водоснабжения, ведь в ряде достаточно крупных сельских населенных пунктов люди воду берут из колодцев. Во многих селах действующая инфраструктура, построенная в 60-70-е годы прошлого века, не справляется с возросшими потребностями населения. Велика доля изношенных водопроводов, требующих замены. Новая программа, которая стартует уже в следующем году, в частности, поможет обеспечить ставропольцев и качественным водоснабжением. Конечно, это не случится по мановению волшебной палочки. Но работа над этим идет. А еще правильнее будет сказать - продолжается. Краевая власть и до выхода новой программы не сидела сложа руки. Много сделано для людей в формате программы, ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий». В рамках стартовавшего в этом году федерального проекта «Чистая вода» в рамках нацпроекта «Экология» регион, потратив 53,9 миллиона рублей из краевого бюджета по условиям софинансирования, рассчитывает привлечь примерно 400 миллионов рублей.
- Отток населения из сельской местности - проблема не только нашего региона. Что необходимо сделать, чтобы остановить эти процессы? Есть у активистов ОНФ идеи?
- На мой взгляд, развитие сельский территорий должно базироваться на повышении качества жизни на селе и создании условий для большей трудовой занятости сельского населения. По первой части нужно, чтобы сельские жители не чувствовали себя обделенными, имеющими меньший доступ к социальным благам по сравнению с городскими. В каких направлениях прилагать усилия? Развитие инфраструктуры: дороги, транспортная доступность, связь, интернет; социальная сфера: медицина, образование, культура, физическое воспитание. Необходимо менять сам облик наших сел, делая их более современными, комфортными. И конечно же, развитие жилищного строительства. Затратно? Надо подумать, как сократить расходы. Возможности такие есть. Судите сами: строительство спортивной площадки обходится в 3 миллиона рублей. При этом на разработку проектно-сметной документации необходимо потратить порядка 700 тысяч. Можно ведь значительно сэкономить, если внедрить систему типовых проектов. Кстати, это касается и возведения новых домов культуры, школ, детских садов. В этом случае строительство, в том числе на селе, обойдется значительно дешевле.
Можно значительно выиграть и за счет порядка формирования перечня объектов, подлежащих включению в программы строительства, ремонта, реконструкции. Не секрет, что бывает и так: деньги на ПСД потрачены, а объект так и не построен. Выходит, деньги потрачены впустую. Сейчас условием включения в госпрограмму является наличие ПСД, что очень недешево, особенно для наших сельских муниципалитетов, но наличие ПСД не гарантирует включения в программу. По этой причине и муниципалитеты зачастую опасаются рисковать, тратить деньги на документацию. Чтобы такого не было, необходимо принципиально решить вопрос об алгоритме отбора будущих объектов строительства, добиться четкого взаимодействия на всех этапах: муниципалитет - субъект - федеральный уровень. Вначале должен быть представлен прозрачный механизм финансирования с примерной стоимостью, затем уже следует заниматься разработкой ПСД.
- Виктор Викторович, а что относительно работы на селе?
- Важнейшая задача сохранения и развития села - создание рабочих мест. Основные направления, по моему мнению, - создание производств с большей добавленной стоимостью и многоукладность форм хозяйственной деятельности на селе. Основная схема АПК нашего региона сегодня: поле – зернотрейдер – порт. Не скажу нового: мы не должны торговать сырьем, нам нужна переработка. К примеру, Алтайский край перерабатывает 82% производимого зерна. Принципиальные вопросы – развитие животноводства, тепличное хозяйство, овощи открытого грунта, садоводство, направления, создающие большее количество рабочих мест на условный гектар и имеющие большую добавленную стоимость.
Многоукладность сельской экономики, на мой взгляд, должна быть уравновешенной. Ибо на чаше весов благополучие людей. Главное – на селе должно быть больше субъектов хозяйственной и предпринимательской деятельности. Нужно стремиться к устройству агропромышленного комплекса таким образом, чтобы максимально эффективно работали все формы хозяйствования, в том числе и с вовлечением в экономические процессы рядовых домохозяйств (ЛПХ). Необходимо выстраивать систему взаимовыгодной, прибыльной работы крупных и средних агропредприятий, крестьянско-фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств. У каждой формы хозяйствования есть свои преимущества и своя специфика, думаю, что доля овощей открытого грунта, произведенных в КФХ и ЛПХ, всегда будет превышать 50% от общего производства в крае.
Кооперация. Убежден, что без выстроенной схемы кооперации, в которую будут вовлечены тысячи, подчеркну, тысячи участников хозяйственной деятельности, мы качественно не улучшим благосостояние сельского населения. Нужна система, при которой любой сельский житель, произведя продукт (не важно какой, главное, качественный), мог бы рассчитывать продать его за справедливую цену, не выезжая из своего населенного пункта, максимум отвезя его в соседнее село. Также кооперация нужна в части технологической, сервисной, финансовой поддержки малых и средних форм хозяйствования. Кооперация, мое твердое убеждение, - это тот путь, который позволит укрепить наши станицы, хутора, села, аулы и сам сельский уклад жизни.
Единственная форма хозяйствования на селе, которая, мягко говоря, вызывает у меня лично большие сомнения, – интегрированные агрохолдинги. Много примеров, когда крупные агрохолдинги, пришедшие из других бизнесов, обращаются с полученной в аренду или собственность землей в буквальном смысле варварски, нещадно эксплуатируют, не соблюдая земледельческих технологий, не задумываясь о завтрашнем дне. Их не волнует судьба села, тем более ее социальная и демографическая составляющая. Надо законодательно ограничить их желания в части объемов владения землей и найти действенные механизмы контроля за сохранением плодородия почв.
Я не против крупных хозяйств, у нас есть примеры, когда собственники и коллективные хозяйства аккумулируют 20-30 тысяч гектаров сельхозугодий, при этом ведут хозяйствование на высоком технологическом уровне, сохраняя потенциал земли, а зачастую даже улучшая. Как пример - деятельность наших аграриев по высадке лесополос. А главное, эти предприятия являются основой социального развития своих сел: строят, ремонтируют, реконструируют… и появляются новые ФАПы, школы, спортзалы, детсады и много еще чего. И по моему личному наблюдению, руководители и собственники таких предприятий живут на земле, на которой работают, на земле, которая их кормит, они каждый день ходят по сельским улицам Ачикулака, Труновского, Новоселицкого, Падинского и хотят, чтобы их дети продолжили их дело. И такие предприятия должны быть «якорями» развития села.
И еще раз о главном, убежден, нам нужны тысячи крепких хозяйств на селе. Крепкие, в моем понимании, - и крупное СПК, и фермерское хозяйство, и личное подсобное хозяйство, имеющие три-пять коров, а обязанность власти - создать условия для работы людей, для созидания.
- Это ваше личное мнение? Или это квинтэссенция бесед с людьми на местах? Ведь смысл ОНФ, собственно, в том и состоит, чтобы быть в гуще людей, знать их заботы и чаяния...
- И то, и другое. Среди регионального актива ОНФ много профессионалов, живущих и работающих на селе. Пожелания людей мы анализируем и предлагаем конкретные решения тех или иных вопросов, обращаем внимание краевой власти на волнующие людей проблемы. «Фронтовики» не собираются подменять собой власть. У каждого свои задачи. Но способствовать тому, чтобы проблемы не замалчивались, считаю, обязаны. Неравнодушные люди благодаря нашим коммуникациям должны быть услышаны. Кстати, именно об этом шла речь на недавней встрече губернатора Владимира Владимирова с активом регионального отделения Общероссийского народного фронта. Мы в очередной раз убедились, что глава региона и его команда готовы к совместной работе, нацеленной на результат.
30 июля 2019 года