08:35, 2 июля 2019 года

Предпосылок для высокой инфляции на Ставрополье нет

Но есть ли надежда, что рост все же не будет пугающим? Об этом мы сегодня беседуем с управляющим Отделением Ставрополь Южного ГУ Банка России Г. Тикуновым.

- Георгий Алексеевич, для нашего южного региона, довольно сильно включенного в политику импортозамещения, традиционной стала низкая инфляция летом из-за дешевеющего продовольствия. Есть ли предпосылки, что этой осенью она заметно вырастет?

- На данный момент риск повышенного темпа роста цен продовольственных товаров на Ставрополье ограничен. К примеру, мы видим, что текущие ожидания урожая этого года благоприятны. По оценкам ставропольских аграриев, валовой сбор зерна будет не ниже прошлогоднего, а урожай картофеля и овощей открытого грунта в крае на 3 - 4% превысит прошлогодний. Эти и другие факторы позволяют нам не прогнозировать заметный рост инфляции осенью.

- Не секрет, что для многих официальная и личная инфляция - это совершенно разные цифры. Считается, что чем беднее люди, тем выше для них инфляция, потому что акценты потребления смещаются в так называемый «борщевой набор». Какая здесь динамика в этом году - «борщевой набор» на Ставрополье дорожает или дешевеет?

- Дело в том, что динамика цен на овощи имеет свои традиции: периоды существенного роста цен сменяются не менее существенным снижением из-за сильной зависимости от природных и сезонных факторов. В частности, в мае «борщевой набор» для жителей Ставропольского края оказался в 1,7 раза дороже прошлогоднего. Сильнее всего подорожали капуста (в 2,6 раза) и лук (в 1,9 раза). Заметно меньше подорожал картофель (всего на 7,6%). Причины удорожания, в частности, состоят в том, что в прошлом году в регионе был довольно слабый урожай овощей, запасы их оказались невелики, и предложение местной продукции закономерно снизилось. Но скоро на ставропольский рынок поступят овощи нового урожая, и мы ожидаем, что «борщевой набор» начнет дешеветь.

- В продолжение разговора о субъективном восприятии спрошу об инфляционных ожиданиях граждан. Официальные показатели уже не первый год остаются довольно низкими, но отнюдь не убедительными для населения. Нам кажется, что жизнь продолжает дорожать. Есть ли предпосылки для сближения инфляционных ожиданий и статистики?

- Прошло еще недостаточно времени с момента снижения инфляции до уровней, близких к 4%. У населения еще сильна память о недавней высокой инфляции, но тем не менее оценки демонстрируют тенденцию к снижению.

Надо сказать, что на фоне роста НДС и повышения цен на топливо ожидания выросли во второй половине 2018 года. Но ситуация продолжалась недолго, и уже с февраля 2019-го они вновь снижаются. Доля людей, ожидающих инфляцию в 2019 году вблизи 4% (то есть в пределах целей Банка России), растет. В феврале-марте такого мнения придерживались лишь 27 - 28% респондентов, а в апреле-мае - уже 30 - 33%. Между прочим, это максимальный показатель с середины прошлого года. Это можно расценивать как хороший знак.

- Георгий Алексеевич, в прошлом году много говорилось о том, как отразится на показателях инфляции повышение ставки НДС. На данном этапе можно ли говорить, что локальный пик годовой инфляции, связанный с этим, уже пройден? Насколько сильным оказалось воздействие повышенного НДС на потребительские цены?

- Да, в прошлом году Банк России прогнозировал, что под влиянием повышения налога на добавленную стоимость годовая инфляция в 2019 году временно ускорится и составит 5 - 5,5% к концу года. Локальный пик общероссийской инфляции, о котором вы спрашиваете, пришелся на февраль-март, в апреле она замедлилась до 5,2%, а уже в мае, как мы видим, годовая инфляция опустилась до 5,1%. И вот 14 июня Банк России, принимая решение по ключевой ставке, снизил прогноз годовой инфляции по итогам этого года.

Это подтверждает, что влияние повышения ставки НДС на цены уже завершилось. Вклад повышения ставки НДС в годовую инфляцию, по оценкам, составил около 0,6 - 0,7 процентного пункта, и это соответствует нижней границе прогноза Банка России.

- Вопрос из разряда совершенно обывательских. Стоит ли рядовому человеку, далекому от экономических сводок, обращать внимание на новости по ключевой ставке? Как ее изменение сказывается на жизни неискушенных в экономике и финансах людей?

- Безусловно, стоит. Ведь ключевая ставка оказывает влияние на стоимость кредитов и депозитов в стране. При ее повышении брать кредиты становится невыгодно - прибыльнее размещать деньги на депозитах. При снижении ставки, наоборот, кредитование становится более привлекательным. Таким образом, решение об изменении ключевой ставки влияет на склонность людей тратить или сберегать, на решения предпринимателей об инвестициях. А в итоге это отражается на внутреннем спросе.

Напомню, на последнем заседании совета директоров Банка России 14 июня было принято решение о снижении ключевой ставки на 0,25 базисного пункта до 7,5%. Также Банк России допускает возможность дальнейшего снижения ключевой ставки, если ситуация будет развиваться в соответствии с базовым прогнозом. Это прогноз годовой инфляции по итогам года в интервале 4,2 - 4,7%.

- Самым расхожим способом защитить накопления от инфляции остаются банковские вклады. Какова статистика по краю, многие ли ставропольцы хранят сбережения на депозитах? И что по динамике: объем вкладов увеличивается или сокращается?

- Пока увеличивается - ставропольчане сегодня предпочитают сберегать средства. По данным на 1 мая 2019 года, на банковских счетах жителей края было 265 млрд рублей, и это на 7% выше, чем было годом ранее. При этом большую часть этих средств люди хранят в рублях. Сейчас средневзвешенная ставка по вкладам физических лиц остается выше инфляции, и это способствует их приросту.

«Инфляция! Что в этом звуке…»
Газета «Ставропольская правда»
2 июля 2019 года