На Инфоруме в Ставрополе говорили о новых технологиях и свободе журналистов
В минувший вторник студенческие аудитории в Северо-Кавказском федеральном университете заняли отнюдь не молодые редакторы и корреспонденты газет, телевизионных каналов и радиостудий со всего Ставрополья. Они добирались в столицу края из самых отдаленных городов и районов, для того чтобы из уст авторитетных экспертов услышать о тех изменениях в профессии, которые уже произошли, и о тех, что в корне изменят представление о журналистике в ближайшие пять-десять лет.
Подобные инфорумы Союз журналистов России уже провел в нескольких регионах страны. Их цель, как пояснила во вступительном слове секретарь СЖР Юлия Загитова, - помочь представителям региональных и местных газет, телеканалов и радиостудий пересмотреть свои профессиональные навыки, найти новые варианты развития СМИ в соответствии с реалиями происходящей технологической революции.
Первой сессией форума стала беседа экспертов и аудитории на тему «Журналистика и общество». Заместитель председателя СЖР Алексей Вишневецкий, в частности, отметил:
- Журналистика нужна для связи общества и власти. Понятно, что власть через журналистику должна получать оценку своей деятельности, критические замечания и как-то на них реагировать.
Гостей из столицы особенно интересовало, как уживаются власть и СМИ на Ставрополье. Отвечая на их вопросы, заместитель руководителя аппарата правительства Ставропольского края Игорь Бабкин заверил, что в регионе нет острого противостояния власти и представителей средств массовой информации:
- Журналисты всегда высказывают свое мнение, и не считаться с ним просто невозможно. Нельзя сказать, что у нас все гладко, тем менее, если вопрос принципиальный, никто из журналистского сообщества не молчит.
Председатель Союза журналистов Ставропольского края Василий Балдицын начал с того, что развеял устоявшееся заблуждение, будто бы СМИ - это «четвертая власть». На самом же деле «четвертая власть» - это общественное мнение. А журналисты только его выражают. Отсюда следует:
- У власти есть свои интересы, особенно в период выборных кампаний, у СМИ свои. Зачастую они не сходятся, и идет вечная борьба. Важно, чтобы в результате и волки были сыты, и овцы целы, и пастух остался жив. На Ставрополье взаимоотношения власти и прессы не идеальны, но неразрешимых противоречий нет.
Руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу Дмитрий Поляничев рассказал:
- Служба постоянно проводит профилактические мероприятия, цель которых - вывести СМИ из-под удара административного законодательства. Или попросту, предупредить судебные иски к журналистам.
Однако Дмитрию Поляничеву пришлось ответить и на ряд острых вопросов участников форума.
После длившейся более часа дискуссии перед ставропольскими журналистами и блогерами выступил политический обозреватель телеканала RT Александр Гурнов. Весьма содержательный и интересный разговор многоопытный тележурналист начал с того, что ошарашил участников форума заявлением: свободы прессы нет не только в России, но и за рубежом! У любого СМИ есть своя редакционная политика, отражающая точку зрения владельца, будь то государство, общественная организация или частное лицо. Свобода журналиста заключается в том, чтобы найти такую газету или телеканал, чья редакционная политика не противоречит его убеждениям. Однако такой переход зачастую сопряжен с финансовыми потерями:
- Мы хотим, чтобы была и свобода, и зарплата. Так не бывает. Ищите компромисс.
Также Александр Гурнов считает, что разговоры о правде в журналистских материалах бессмысленны. Ее нет. Это всего лишь твоя точка зрения в данный момент на то или иное событие, человека или проблему. Но при непременном условии, что ты честно стремишься к познанию истины. Новые сведения могут полностью изменить твое представление о ситуации. И такое происходит постоянно. Поэтому главное – намеренно не врать и соблюдать закон. Опираясь на конкретные примеры, Александр Гурнов рекомендовал журналистам во время митингов не идти в рядах оппозиции или защитников устоявшегося порядка, а оставаться между ними. Да, при этом можно получить удары с обеих сторон, но так будет правильнее.
К сожалению, даже авторитетные СМИ сегодня не гнушаются выдавать фейковые новости в защиту позиции одной из конфликтующих сторон. А потому надо учиться вычленять из потока информации истину.
Весьма заинтересованно слушали участники форума и пояснения медиа-юриста Сергея Маркова по недавно принятым Государственной Думой РФ законодательным актам о фейковых новостях и оскорблении власти. Множество вопросов участников форума подтвердило, что эксперт выбрал злободневные и важные для практической работы журналистов темы.
Но самым содержательным и интересным был второй блок мастер-классов, посвященный транформации СМИ в мире цифровых технологий.
С оглушительной презентацией на эту тему выступила Юлия Загитова. Вот лишь некоторые цифры и факты из ее доклада: за последние годы время, которое россияне отводят на чтение газет, сократилось на 45 процентов, а на чтение журналов – на 56 процентов. Даже слушать радио и смотреть телевизор люди стали меньше. Зато потребление всех медиа с мобильных устройств возросло с 5 до 24 процентов. Еще одна пренеприятная для традиционной журналистики тенденция – лишь 45 процентов пользователей дочитывают тексты до конца.
Отметила Юлия Загитова и резко возросший интерес потребителей медиапродуктов к видеосюжетам. С этим вынуждены считаться даже самые мощные традиционные СМИ. Так, газета New York Times за последнее время уволила 100 пишущих журналистов и до 60 человек увеличила количество сотрудников, снимающих видео. А другой монстр американской журналистики, Washington Post, нарастил отдел видеопроизводства с 40 до 70 человек.
Огромной популярностью пользуется видеоконтент и в социальных сетях. Так, в сети Одноклассники русскоязычные посты с видео набирают в день до 570 тысяч просмотров.
В шок участников форума повергла информация секретаря Союза журналистов России Юлии Загитовой о таком тренде в медиапространстве, как нашествие роботов.
Еще в марте 2014 года робот газеты Los Angeles Tames написал заметку о землетрясении в Калифорнии. В конце стояла подпись «Этот пост был создан алгоритмом». Сейчас массово использует алгоритмы для описания матчей в спортивном разделе «Би-би-си». Издание покупает информацию об игре (голы, удары, ауты, офсайды) у специализированных компаний, а затем с помощью компьютерной программы преобразует их в новостной текст.
Все чаще появляются написанные роботами фактологические тексты о спортивных матчах, погоде и пробках на дорогах и в российских информагентствах.
Учитывая, что создатели искусственных интеллектов очень быстро совершенствуют своих роботов, Юлия Загитова озвучила такой прогноз экспертов в области медиа:
- К 2027 году 90 процентов новостей будет написано алгоритмами.
Естественно, у всех собравшихся на форуме тут же возник вопрос: «А что делать журналистам в новой цифровой реальности?».
Секретарь Союза журналистов России дала на него конкретный и четкий ответ.
- Роботы пока не умеют передавать человеческие эмоции. И вряд ли когда-нибудь научатся это делать лучше талантливого журналиста. Поэтому надо задушевно рассказывать читателям истории о конкретных людях. И крайне желательно сопровождать их авторскими фотоиллюстрациями. А еще будут востребованы те журналисты, которые возьмутся решать конкретные проблемы аудитории.
Так что и в 2027 году наша профессия не умрет.
14 июня 2019 года