Ставропольский театр кукол: сказка и быль
- Александр Васильевич, для начала давайте поясним читателям, в какой стадии сейчас работы по реконструкции, сколько времени они займут и как скоро ставропольская ребятня сможет посещать спектакли в обновленном театре.
- Ситуация развивается таким образом: заказчиком по нашему объекту будет выступать министерство строительства и архитектуры СК. Мы уже передали министерству имущественных отношений СК и здание, и земельный участок, оно передает их на баланс минстроя на время проведения ремонта. Задача минстроя СК вместе с комитетом по закупкам - подготовить проектно-сметную документацию к аукциону, по результатам которого будет определен подрядчик. К концу мая работы начнутся непосредственно на объекте. На них запланировано полтора года, хотя наш губернатор выразил пожелание ускорить процесс. Мы со своей стороны будем постоянно курировать стройку, по мере необходимости решая вопросы и с проектировщиком, и с подрядчиком. Думаю, скоро каждый мой рабочий день будет начинаться с посещения стройки. А может, и заканчиваться этим.
- Вам там жить, и понятно, что нормальный хозяин должен следить за работами. Зато какое приятное предвкушение… И уже само это предвкушение, подкрепленное наконец долгожданным финансированием, дает новый творческий импульс?
- Вы угадали. Рождается новая концепция развития театра, вызревавшая несколько лет. В коллективе появилось четкое осознание того, что помимо основной уставной деятельности - постановок и показа спектаклей - сегодня нужно искать новые пути движения вперед. А именно - развивать коммерческую составляющую. Конечно, главной задачей остается работа для зрителя, подготовка детского репертуара. Это незыблемо. Однако можно еще много чем заняться опять-таки в интересах детской аудитории. К примеру, проводить различные акции, как масштабные, площадные, так и локальные. Для этого мы располагаем и опытом труппы, и необходимым оборудованием, и творческой энергетикой. Всевозможные тематические акции, творческие встречи, фестивали, конкурсы любого уровня становятся особенно реальными с появлением у нас своей обновленной базы.
- Есть уже какие-то конкретные предложения, идеи, формы реализации?
- Вплотную разрабатываем организацию на базе театра семейного досуга детей вместе со взрослыми. Вот бабушка или дедушка смогут привести внуков за час-два до спектакля, чтобы погрузиться в мир творчества. Речь о формах, напоминающих детские кружки. Например, девочки с помощью наших мастеров займутся шитьем кукольной одежды. А мальчики попробуют что-то смастерить. А после этого дети сами поставят какие-то маленькие импровизированные спектакли. Уверен, это и взрослым будет интересно! По сути, и те, и другие будут развиваться. Может, вместе с внучкой и бабушка начнет учиться шить. И мы такую возможность предоставим. Необычный мир кукольных механизмов откроют наши замечательные конструкторы, художники, бутафоры познавательно, но в доступной форме. Кто знает, вдруг эти мальчики и девочки, когда вырастут, придут в театр конструкторами или художниками…
- Что-то вроде профориентации получается. Но все это потребует усилий практически каждого работника театра...
- Признаюсь, мне не сразу удалось достучаться до всех, некоторые говорили: я актер и ничем больше заниматься не буду. А недавно мы довольно большой группой в 14 человек участвовали в проходившем в Сочи Южно-Российском форуме театральных деятелей, где шла речь о театре ХХl века. И услышали много столь созвучного нам, что вернулись оттуда уже совсем другими. Творческая мысль заработала в нужном направлении. Сейчас определяемся с приоритетами. Уточню, зарабатывание средств - лишь часть большой концепции. Если говорить в целом, то, получив в декабре 2018-го премию Правительства России, мы поняли, что находимся на очень хорошем уровне. Сомнений в этом, в общем-то, не было и раньше, но все-таки награда благотворно повлияла на коллектив…
- В чем же суть вашей новой концепции?
- Понимаете, выполняя свое основное задание с высоким профессиональным качеством, мы тем не менее идем по проторенному пути всех других театров-собратьев. Ставим одни с ними спектакли, повторяем друг друга, репертуар отличается небольшими нюансами.
- Но, согласитесь, без определенного сказочного набора детскому театру не обойтись.
- И он у нас есть. Однако нужна, как ныне говорят, фишка, которая будет отличать наш театр от любого другого. Мы подумали вот о чем: живем-то на Северном Кавказе, в уникальном регионе. Соседи - несколько национальных республик. А это огромное поле для творческого поиска. Детские театры в республиках наверняка работают и с национальным репертуаром, есть у каждого народа свои сказки, значит, что-то можно найти. Итак, намечаем ежегодно ставить по одной сказке народов Северного Кавказа. Причем с приглашением на постановку режиссера - носителя той или иной национальной культуры. Воплотить это в оригинальный спектакль нашему коллективу вполне по силам. Надеемся, через несколько лет театр обретет особенное творческое лицо. А с таким необычным репертуаром можно в любом городе России представлять Северо-Кавказский регион. Не говоря уже о гастролях в самих соседних республиках: поставив сказку, например, на основе чеченского фольклора, почему не показать ее в самой Чечне?!
- С чего начали?
- Перед главным режиссером и завлитом поставлена задача внести свои предложения. Первым хотим позвать режиссера из Карачаево-Черкесии. Хотя там пока нет своего кукольного театра, но есть режиссер-черкес, живущий сейчас в Германии и ставящий спектакли в Европе. Профессионал очень высокого уровня, дай бог, чтобы у нас хватило денег его пригласить… Хотя и ему наверняка будет интересно поработать с национальным репертуаром на Родине.
- Александр Васильевич, воплощать задуманное предстоит, наверное, прежде всего молодым энтузиастам, а они в театре появились.
- К счастью, да. Но кадровая проблема остается, нужно растить новое поколение. При поддержке министерства культуры края прорабатывается возможность открыть при одном из ставропольских вузов актерское отделение по всем основным направлениям - театра кукол, драмы и оперетты. Правда, дело осложняется введением закона о профстандартах: теперь на таких отделениях нельзя преподавать практикам, если формально, по диплому, они не являются педагогами… Хотя у людей громадный опыт и раньше они прекрасно справлялись с подготовкой молодых кадров... Теперь сначала «переобучить» надо их. А пока попробуем приглашать выпускников учебных заведений культуры из других регионов, решая при этом проблемы с жильем для них. Кстати, эти заботы общие для всех театров, в чем убедился, общаясь с коллегами на встрече в Совете Федерации, посвященной Году театра. Все так же мечтают о гастролях по стране, и это сегодня кажется реальным - при помощи федерального гастрольного центра, конечно.
При всем том с нами остаются наши обязательные заботы - формирование репертуара с учетом отражения определенной тематики, от патриотического воспитания и правил дорожного движения до основ противопожарной безопасности. Как государственный театр мы должны провести определенное количество показов, в год обслуживаем более 45 тысяч детей. План удается выполнять благодаря постоянным выездам по краю, мы гастролирующий театр.
- Тем более что на премию правительства сами купили новый автобус!..
- И еще будем покупать. Планов много, главное - сохранять в творчестве гармоничное сочетание традиции и современности. Свежий пример: недавно наш главный режиссер Григорий Гольдман (кстати, он только что завершил работу над «Гадким утенком») привлек к участию в новой постановке известного ставропольского живописца Евгения Кузнецова, для которого это будет дебют в качестве театрального художника. Уже можно сказать, что их версия сказки «Маленький Мук» обещает стать событием. А осенью из Санкт-Петербурга и Москвы приедут режиссер и художник ставить «Бармалея».
- А уж в новое-то здание как новые режиссеры потянутся...
- Они и сегодня нами интересуются. Ну а с открытием отреставрированного родного дома станем еще привлекательнее. Мы ведь хотим сделать его не просто театром, а, по сути, крупным детским культурным центром, способным объединять кавказские республики. Для чего нам это нужно? Для того, чтобы ребенок в театре становился личностью. У нас он будет не только смотреть красивые добрые сказки, но еще будет и рисовать, и лепить, и играть. В общем, расти всесторонне развитым. Радует то, что нас поддерживают губернатор края Владимир Владимиров, депутат Госдумы РФ Ольга Казакова, министр культуры края Татьяна Лихачёва. Их стараниями наш объект включен в нацпроект «Культура». В результате театру впервые за десятки лет выделены средства на реконструкцию в объеме 228 млн рублей, к этой сумме край добавит еще около 20 млн рублей. Вот яркое свидетельство того, что власть думает о будущем страны - о детях, которые приходят в театр. Нам остается теперь оправдывать эту мощную поддержку новыми творческими находками. Как видите, ремонт вдохновляет!
12 апреля 2019 года