Битва за бренд «Ессентуки»: «ТЭСТИ» подозревается в выпуске контрафактной минералки
Для тренда, который во многом может предопределить дальнейшее развитие отечественного рынка бутилированной минеральной воды, хорошо подходит название «зачистка рядов». Началась она масштабно и жестко в прошлом году и развернулась не в лабораториях, а по преимуществу в арбитражных судах. И собственно, пока продолжается не без любопытных эпизодов.
Так, буквально несколько месяцев назад «Ставропольская правда» обращалась к этой теме. В частности, мы писали о том, что структура с громким названием «Кавминкурортресурсы» вкупе с местными недропользователями, в той или иной степени имеющими к ней отношение, серьезно взялась за очищение отечественных прилавков от якобы заполонившего их контрафакта, в первую очередь фальсификатов знаменитых «Ессентуки № 4» и «Ессентуки № 17».
По их коллективным искам ряд компаний-бутиляторов (среди которых оказались довольно авторитетные предприятия с многолетней историей) лишился возможности помещать на этикетках любые интерпретации названия города-курорта и соответствующих цифр. Такая продукция, даже если она выпускалась непосредственно в Ессентуках, в некоторых случаях расценивалась как контрафакт и вводила покупателей в заблуждение. К слову, исковая кампания явно подкреплялась и «нужным» информационным сопровождением – местные новостные ленты крайне оперативно пополнялись победными реляциями, приправленными словами о борьбе за государственные интересы. При этом заметим, в битве за слова на этикетках качество самой продукции реально никто не проверял. По большому счету, таким образом с рынка вытеснялись почти два десятка заводов, производящих воду в городах-курортах, в пользу двух малоизвестных производств, аффилированных с «Кавминкурортресурсами».
Впрочем, за выигрышами в первых судебных инстанциях последовали апелляции и кассации – некоторые процессы до сих пор не окончены, и их исход вполне может измениться. Но читателю будет любопытно узнать еще вот о чем. Есть известная русская пословица о том, кто громче всех кричит «Держи вора!». И имеются основания полагать, что она вполне уместна для всей этой истории.
Во вторник, 9 апреля, Арбитражный суд Ставропольского края рассмотрит иск к железноводскому ООО «ТЭСТИ». Этот завод зачастую выступал в числе упомянутых выше ярых радетелей за борьбу с фальсификатом. Теперь же речь идет о признании контрафактной выпускаемой им самим минеральной воды «Ессентуки № 4»!
С такими требованиями в суд обратился завод розлива минеральной воды «Аква-Вайт», который в прошлом году также оказался вовлечен в «войну с контрафактом». На данном этапе, к слову, ему удалось отстоять этикетку своей минеральной воды под названием «Аллея источников № 17», где Ессентуки указаны как место ее производства. Понятно, что завод со множеством наград всероссийского уровня, а также сертификатами соответствия и бальнеологическими заключениями, без которых по-честному работать невозможно, также заинтересован в чистоте рынка.
Согласно материалам дела, завод «ТЭСТИ» выпускает воду под этикетками «Ессентуки № 4», не имея обязательного в данном случае свидетельства о наименовании места происхождения товара. Процедура такова, что его выдает Роспатент на основании заключения Минздрава РФ. Еще только пытаясь получить заветный документ, компания сработала с опережением, наполнив прилавки водой с легендарным названием и якобы из тех скважин, на которые у нее нет полагающихся бумаг.
Добавим, что этими фактами также заинтересовались территориальные управления двух ведомств – ФАС и Роспотребнадзора. Оба сообщили, что проводят проверочные мероприятия. В частности, известно, что рассмотрение дела о нарушении «ТЭСТИ» антимонопольного законодательства назначено на 10 апреля.
И еще одна любопытная деталь, которая точно обращает на себя внимание, хотя по факту может быть как существенной, так и не очень. Основным собственником завода «ТЭСТИ» является компания «Аква-Инвест», генеральным директором которого с 13 февраля этого года стал некто Никита Шашкин. Авторитетные федеральные СМИ, регулярно обращающиеся к анализу раскладки сил на российском рынке минеральной питьевой воды (РБК, «Ведомости», «Эксперт», «Коммерсант» и ряд других), обратили внимание на этот факт, назвав его зятем бывшего полпреда СКФО Александра Хлопонина. В свое время Н. Шашкин был первым заместителем гендиректора корпорации «Курорты Северного Кавказа», которая создавалась как управляющая компания туристического кластера на Северном Кавказе.
9 апреля 2019 года