Когда начнут реконструкцию дороги на гору Малое Седло в окрестностях Кисловодска?
- Если несведущему человеку сказать, что власти Кисловодска уже 40 лет (с тех пор, как к Олимпиаде 1980 года построили спортивную базу на горе Малое Седло) никак не могут привести в надлежащее состояние автомобильную дорогу протяженностью шесть километров, он будет крайне удивлен…
- Все беды этой дороги возникли из-за сложных природных условий и неразберихи с ее административной принадлежностью. Крутыми подъемами и спусками в Кисловодске никого не удивишь. Однако в случае с дорогой от поселка Белореченского на гору Малое Седло дело осложняется почти полусотней оползневых участков, мочагами, ручьями. Наши предшественники в администрации Кисловодска много раз латали наиболее проблемные участки. Однако всякий раз очередной сель или оползень сводил их усилия на нет. Да и изыскивать средства на ремонт было крайне сложно, поскольку вплоть до сентября прошлого года у дороги не было одного хозяина. База-то на горе Малое Седло находится в ведении федеральных структур.
В итоге вроде бы согласились, что верхняя половина дороги будет находиться в зоне ответственности федеральных органов, а нижняя - региональных. Однако четкого документально зафиксированного разделения не было. Да оно и понятно: нелепо финансировать ремонт шести километров дороги из нескольких уровней бюджета. Да и в конце концов, какой прок пользователям от того, что половину дороги отремонтируют, если вторая будет сплошь в выбоинах?
- Насколько я знаю, нынешняя администрация Кисловодска во главе с Александром Курбатовым с самого начала своей деятельности озаботилась проблемной дорогой…
- Да, Александр Вячеславович сразу поставил вопрос ребром: необходимо не только обеспечить полную защиту дороги на гору Малое Седло от оползней, стоков с горы после ливней, но и создать современную инфраструктуру: установить освещение, проложить пешеходную дорожку. В 2016 году по поручению главы я возил наши предложения в Москву: в Министерство имущественных отношений РФ и в Министерство по делам Северного Кавказа. Обсуждали, совещались, однако дело, по сути, не двигалось с места. Прорыв наметился лишь после того, как к решению проблемы подключился лично губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.
Чтобы раз и навсегда прекратить административную неразбериху, он заявил, что регион возьмет эту проблемную дорогу на свой баланс. Но поскольку лишних денег в краевом бюджете нет, а реконструкция шести километров дороги обойдется как минимум в миллиард рублей, Владимир Владимирович предложил вариант, который устроил всех. Бюджет Ставропольского края выделяет 35 миллионов рублей на разработку проектно-сметной документации, а федеральный бюджет (с учетом того, что дорога будет обслуживать и федеральную спортивную базу) полностью финансирует реконструкцию. И уже впредь все расходы на текущие ремонты горной дороги будет нести регион.
- Насколько успешно реализуется этот план?
- В сентябре прошлого года дорога перешла в ведение Ставропольского края. В региональном бюджете были заложены средства на разработку проектно-сметной документации. На днях в Кисловодск при-ехали эксперты, чтобы досконально обследовать дорогу. Но нет смысла спешить, пока на Верхней базе «Юг Спорта» продолжаются строительные работы. Большегрузные самосвалы, которые туда постоянно курсируют, убьют любой асфальт на крутых склонах. Насколько я знаю, в начале 2020 года стройку завершат и тогда, полагаю, сразу же приступят к реконструкции дороги.
26 марта 2019 года